Наше «мы»: Безразличие к олигархам

В текущем месяце «Левада-центр» в ходе всероссийского исследования задавал вопрос: «Что вызывает у вас наибольшее раздражение?» В качестве вариантов ответа предлагались три вида раздражителей. Первый – это «высокие доходы олигархов». Второй – «высокие зарплаты чиновников». Третий – «высокие расходы на содержание депутатов». Можно также было выбрать ответ «ничего из перечисленного».

Давайте проведем маленький эксперимент: угадайте, какой из названных выше ответов должен оказаться самым массовым. Готово?

Итак, в целом среди 1600 опрошенных, репрезентирующих взрослое население РФ, чаще всего (31%) в качестве источника раздражения называли «высокие расходы на содержание депутатов».

Эти результаты, наверное, стоит принять во внимание новым народным избранникам. Ведь и среди тех избирателей, кто голосовал за кандидатов ЕР на прошлых выборах, самое большое раздражение (32%) вызвали именно расходы на депутатский корпус. Парламентариям полезно при этом иметь в виду, что особенно сильно (на уровне 35–40%) раздражены по этому поводу административные работники и военные.

Впрочем, административным работникам самим приходится быть мишенью для негативных чувств российской публики. Из того, что вызывает у нее раздражение, на втором месте (24%) оказались «высокие зарплаты чиновников». (Среди самих чиновников такой ответ дают один из 10, если это высшие ранги, но более четверти, если это мелкие служащие.) Особо сильные (40% и выше) претензии к бюрократии выразили люди, голосовавшие за «Яблоко» и ЛДПР.

Третье место занял ответ тех, кто вообще не испытывает раздражения по этим вопросам (20%). Помимо молодежи такую позицию чаще остальных (30%) занимают люди с наиболее высокими доходами. Но и в беднейших слоях населения до 17% не считают нужным расстраиваться по поводу больших денег в чужих карманах.

«Высокие доходы олигархов» – на последнем, четвертом месте (19%). Понятно, что заработки олигархов не беспокоят немногочисленный электорат СПС. Интереснее, что точно такое же нераздраженное отношение к ним (9%) демонстрирует относительно многочисленная ныне категория домохозяек. Еще интереснее то, что нет ни одной социальной группы, у которой олигархи – главный объект претензий. Даже среди избирателей КПРФ такой ответ оказывается на последнем месте, хотя он и набирает 24%.

Мнение о том, что «растущая пропасть между богатыми и бедными» – главный источник социального напряжения в стране, – одно из весьма устойчивых заблуждений. Ошибаются и те, кого это заботит, и те, кто надеется использовать это в своих целях. У людей, которые, по их словам, «с трудом сводят концы с концами», раздражение по поводу богатства олигархов не выше, а ниже, чем у других групп (менее 15%). Подавляющее же большинство бедных (62%) если и раздражены, то тем, как на уплаченные ими налоги живут не тужат избранные и назначенные представители власти.