Наше «мы»: Преемника приняли

Из декабрьского опроса «Левада-центра» видно, что россияне с удовольствием узнали, кого они изберут президентом в марте. И никакой борьбы разных политических сил, предлагающих разные пути для страны, не надо. Дмитрий Медведев, если бы с ним за пост президента состязались несколько заявивших тогда о себе политиков, опережал бы Владимира Жириновского в семь раз, Геннадия Зюганова – в восемь, Михаила Касьянова либо Бориса Немцова – почти в 50. Об остальных нечего и говорить.

То, что будущий президент фактически назначен, а не выбран, в глазах россиян никак не лишает его возможности быть последовательным демократом. В том, что страна в случае избрания президентом Медведева будет двигаться «по пути демократии», уверены те же две трети, что собираются его поддержать. (Риск «утраты порядка и анархии» после его избрания беспокоит 4%, вероятность «диктатуры» – 9%.)

Еще когда обществу предъявлялись два возможных преемника и оно тактично отдавало все более высокие, но совершенно одинаковые шансы обоим, качественный состав их сторонников начал дифференцироваться. По старинной отечественной традиции в одном начинали видеть жесткого и консервативного, а в другом мягкого и либерального. Достаточно было самых слабых намеков в их имидже на склонность к той или другой линии, чтобы далее им стали усиленно приписывать такие свойства. (Хотя, например, Медведев честно соблюдал и соблюдает правило никак не обнажать свои политические симпатии.) Имиджу Медведева как либерала способствовало и то, что его сделали «настоящим преемником» аккурат после неожиданно резких нападок Путина на записных либералов 1990-х.

Под вменяемый будущему президенту политический образ общество уже готово подвести социальную базу. По данным того же опроса, Медведев представляет интересы среднего класса (23% ответов). Такого не приписывали ни одному деятелю на высшей государственной должности. Еще его считают выразителем интересов простых людей (21%), бюрократии (20%). А выразителем интересов силовиков (как нынешний президент) его видят только 14%.

Публика, как показывает опрос, готова к тому, чтобы вполне всерьез относиться к Медведеву как к новому первому лицу. Перераспределить его полномочия в пользу премьера, даже если им будет нынешний президент, хотят лишь 17%, а 57% требуют сохранить распределение власти в нынешнем виде. Лишь 16% верят в то, что власть перейдет полностью в руки нового президента, но и в том, что она полностью останется в руках нынешнего, уверены не более 29%. Большинство в почти 40% выступает за промежуточный вариант. Они ждут, что реально власть после новых выборов будет находиться в руках обоих – и президента, и премьера.

Словом, общество готово к тому, что у нас будет новый президент. Но в то, что он будет проводить «совершенно новую политику», верят два человека из 100. А 80 полагают, что он будет «продолжать политику Путина».