От редакции: Русский труд

Надвигающийся на мир экономический кризис угрожает ростом числа безработных. В России безработица вряд ли вырастет, но наша статистика не должна успокаивать: она показывает совсем не то, что в других странах.

По данным Международной организации труда (МОТ), в 2007 г. благодаря росту мировой экономики на 5,2% появилось 45 млн новых рабочих мест. Правда, из-за увеличения численности экономически активного населения относительная безработица не уменьшилась по сравнению с 2006 г. – 6%, а в абсолютных цифрах безработных стало даже больше – 189,9 млн человек вместо 187 млн. Но в 2008 г. все будет гораздо хуже, прогнозирует МОТ. Численность безработных увеличится на 5 млн, и безработица вырастет до 6,1%.

За этим показателем во всем мире следят очень внимательно. Данные о занятости в Европе всегда проходят красной лентой в информационных агентствах. Уровень занятости хорошо иллюстрирует состояние экономики: если экономика растет, увеличивается число рабочих мест и безработица падает; если экономика замедляется, все происходит наоборот. В США о грядущей рецессии всерьез заговорили после опубликования статистики о безработице в декабре. Она достигла 5%, и аналитики сразу вспомнили, что такой уровень всегда сопровождается экономическим спадом и наступает не позже чем через три месяца.

МОТ не дает прогнозов отдельно по России. Возможно, еще и потому, что у нас в отношении безработицы действуют другие законы. По данным Росстата, с 2000 г. безработица неуклонно снижается. Если тогда она составляла 9,5%, то к ноябрю 2007 г. упала до 5,9% (с 7 млн до 4,5 млн человек). По прогнозу Минэкономразвития (составленному, правда, до кредитного кризиса в США), в ближайшие годы безработица продолжит снижаться. К 2010 г. она составит всего 4,7% (уровень в 4–5% считается естественным и присущим самым благополучным странам).

Есть два распространенных объяснения таких успехов – экономический рост и демографические проблемы. Демография еще только начнет влиять на показатели занятости в будущем, пока экономически активное население увеличивалось, по данным Росстата, с 72,3 млн человек в 2000 г. до 75,1 млн в ноябре 2007 г. А число рабочих мест, наоборот, снижалось: по расчетам Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, работников за 2000–2006 гг. стало меньше – 48,1 млн вместо 51,2 млн.

Получается, что безработица снижалась только благодаря неформальному сектору: по оценкам ВШЭ, за то же время занятость там выросла в два раза до 20 млн человек. Неужели экономический рост проявился только в тени?

Нет, конечно. В России цепочка рост экономики – увеличение числа вакансий – сокращение безработицы действует иначе, чем во всем остальном мире. Когда наступает кризис, число работников не сокращают, а понижают им зарплату, выяснила ВШЭ. Это чисто российская особенность, и происходит так потому, что в зарплате большую долю (около 50%) составляет переменная часть, которую в трудные времена можно и не платить, выяснили авторы книги «Заработная плата в России: эволюция и дифференциация», выпущенной во ВШЭ. К тому же есть традиции заботы о пролетариате. В некоторых городах долгое время существовали заводы, которые не работали, но на них числились тысячи рабочих, получавших мизерные зарплаты. Логика такая: не бросать же людей на произвол судьбы и не терять бесценные кадры – вдруг завод заработает снова.

Во время подъема экономики эти замороженные кадры активируются. На статистике безработицы это никак не отражается, зато резко растут зарплаты. С 2000 г. по ноябрь 2007 г. средняя зарплата в номинальных цифрах выросла в 6,5 раза до 14 406 руб. Эти национальные особенности не лучшим образом отражаются на производительности труда, которая растет в два раза медленнее зарплат. Экономическая наука не дает точного ответа на вопрос, как долго это может продолжаться. Один инвестбанкир, получив бонус по итогам 2007 г., сказал следующее: «Есть ощущение, что нам всем глобально переплачивают». По его мнению, размер переплаты начнет сокращаться очень скоро.