От редакции: Мульт и пульт

Конфликт вокруг телеканала «2х2» иллюстрирует хроническую проблему: вкусовые претензии к медиа трансформируются в призывы к моральной цензуре.

Консультативный совет глав протестантских церквей России направил в среду в Генпрокуратуру обращение с требованием лишить канал «2х2» лицензии на вещание за пропаганду насилия, гомосексуализма, религиозной ненависти. В разной степени в поддержку протестантов выступили представители других конфессий, например председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган и председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов. Представители Московской патриархии высказались в том смысле, что пора создавать нравственные советы на телевидении.

Насилие, жестокость, секс можно увидеть в передачах разных телеканалов, в том числе федеральных, в том числе днем и в прайм-тайм. Далеко не всегда это эстетически оправданно, зато оправданно с точки зрения бизнеса. На такие передачи есть спрос, а для телевидения важнее всего рейтинг. Формирует ли телевидение именно такой спрос? Так оно устроено: чем ниже вкусы, тем шире аудитория, тем больше рейтинг, тем больше рекламных доходов и сильнее политическое влияние.

Как быть? Один вариант – не смотреть. Тут религиозные лидеры могли бы показать свою силу. Хороший пример из смежной отрасли: исследование компании Nielsen показало, что наибольшим успехом в американском прокате пользуются фильмы с рейтингом PG (дети допускаются только в сопровождении взрослых) с низким содержанием нецензурной лексики. Чем больше мата, тем меньше денег собирает фильм.

Второй вариант – пролоббировать законы, сильнее ограничивающие программную политику телеканалов. Это возможно, но сложно. Каналы будут против, потому что это снизит доходы и влияние. Общество не поднимется на протест, потому что оно не платит за телевидение и не слишком религиозно.

Третий вариант – экономически стимулировать производство качественного отечественного продукта. Архив советских мультфильмов, например, не так уж велик, а стоят они зачастую гораздо дороже западных сериалов. Новые мультфильмы еще дороже: минимум, ниже которого производство становится нерентабельным, – $7000–9000 за минуту. Наши студии ориентированы на штучный продукт, дешевые сериалы почти никто не делает.

Так что заменить западный продукт пока нечем. Да и непонятно, почему возмущаются, например, нижегородцы: в Нижнем Новгороде «2х2» не вещает и местные мусульмане могут его видеть, очевидно, только в пакете спутниковых программ (впрочем, глава нижегородских мусульман справедливо замечает, что сериалы «Симпсоны» и «Южный парк» выходили или выходят и на других телеканалах – время их закрывать, видимо, пока не пришло). Пропаганда гомосексуализма в России не является преступлением, а Генпрокуратура не занимается вопросами лицензирования телевещания – протестантам надо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура).

В начале марта Россвязьохранкультура вынесла письменные предупреждения телеканалу «2х2» в связи с трансляцией мультфильмов «Приключения Большого Джеффа» и «Маленькие лесные друзья», которые, по мнению чиновников, «пропагандируют культ насилия и жестокости, наносят ущерб здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка, посягают на общественную нравственность, что нарушает ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации». Канал снял сериалы с эфира, хотя и представил результаты независимой экспертизы, заключившей, что призывов к насилию и жестокости они не содержат. Вот это, как к ней ни относись, законная процедура.

Возможно, проблема в том, что мультфильмы в общественном сознании – продукт исключительно для детского потребления. Поэтому отстаивание менеджментом концепции развлекательного канала для взрослых не слишком действенно.