От редакции: Космические планы

Московские власти осознали, что перенаселенность столицы и возникающие вследствие этого экологические и транспортные проблемы традиционными методами не одолеть. Теперь в мэрии решили разгрузить Москву за счет создания на небольшом – 15–20 км – отдалении от МКАД сети городов-спутников. «Москва может приобретать крупные участки земли в Подмосковье, чтобы строить там города-спутники или микрорайоны, например, в Электростали или Домодедове», – заявил вчера на заседании городского правительства руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. По словам Ресина, новые города обеспечат необходимой социальной инфраструктурой и соединят с Москвой современными магистралями.

Стремление мэрии сделать Москву городом, удобным для жизни и работы за счет децентрализации, само по себе похвально. Разгрузка мегаполисов путем создания вокруг них системы городов-спутников – привычная практика развитых стран. В 1970-е гг. программа возведения «большого Парижа» позволила вывести многие предприятия и офисы крупных компаний за городские границы. Жилье в этих городах стоило в полтора-два раза дешевле, чем в черте города. Новые спутники Марн-ля-Валле и Сержи-Понтуаз и разросшиеся старые города Иври, Версаль и Сен-Кантен-ан-Эвелин соединили со столицей и между собой сетью автодорог и пригородных поездов RER. Жители спутников могут без пересадок или с одной пересадкой добраться на них до центра столицы. Программа децентрализации сработала: население парижской агломерации за период с 1970 по 2006 г. выросло с 8,6 млн до 9,9 млн человек, а число жителей в пределах больших бульваров – исторической границы Парижа – сократилось за это же время с 2,6 млн до 2,2 млн. Аналогичным путем пошли и власти других мировых столиц – Лондона и Нью-Йорка. Присоединение городов-спутников расширило площадь британской столицы в 1950–1960-х гг. почти вдвое (до 1567 кв. км), что примерно в полтора раза больше нынешней территории Москвы. Поглощение территории позволило улучшить экологию Лондона за счет новых парков и уменьшить численность жителей в черте старого города.

Тем не менее замысел московских чиновников вызывает целый ряд вопросов. Например, Ресин обещает, что все жители городов-спутников будут трудоустроены. Но где? Строительство предприятий и офисных центров опережало создание жилых кварталов большого Парижа.

Москва планирует в первую очередь строить жилье. Первый из новых городов-спутников общей площадью 1,5 млн кв. м жилья (при нынешних нормах жилплощади 18 кв. м на человека это более 100 000 жителей) возводится в Люберцах.

Как показывает опыт строительства Зеленограда в 1960-х гг., количество рабочих мест растет медленнее численности жителей, что создает дополнительные транспортные проблемы. Новые рабочие места могут заполнить обитатели дальнего Подмосковья, готовые работать за меньшую зарплату, чем переселившиеся москвичи. Уже сейчас многие жители Подмосковья (по разным оценкам, 1,5–2 млн) работают в Москве.

Пригородные электрички на казанском, павелецком, курском и горьковском направлениях и без того переполнены, равно как и пересадочные узлы на прилегающих ветках метро. Эксперты Института экономики города опасаются, что возведение новых городов без учета профессиональных интересов потенциальных переселенцев, строительства новых транспортных артерий и расширения существующих может привести к переносу транспортного коллапса из центра Москвы на ее окраины и в пригороды.

Кроме того, при нынешнем негативном отношении россиян к москвичам (по данным ВЦИОМ, неприязнь к ним испытывают 63% опрошенных) стремление мэрии построить города-спутники и обеспечить их столичными льготами чревато конфликтами между переселенцами и обитателями Подмосковья.

Остается надеяться на то, что у Владимира Ресина есть подробная стратегия, отвечающая на все сложные вопросы.