Статья опубликована в № 2093 от 18.04.2008 под заголовком: От редакции: Капитализм и дети

От редакции: Капитализм и дети

Сотрудники лондонского Центра исследований экономической политики (CEPR) пришли к выводу, что увлечение бразильских женщин мыльными операми снижает рождаемость. Регионы, на которые вещает специализирующийся на сериалах телеканал Globo, показали более низкую фертильность по сравнению с регионами, не получающими сигнала. Эффект особенно силен для женщин с низким социально-экономическим статусом, фертильность женщин 25–34 лет снижается на 8%, 35–44 лет – на 11%. Причины – следование ролевым моделям, предлагаемым в сериалах: в них фигурируют, как правило, немногодетные семьи.

Рождаемость в Бразилии падает – с 6,3 ребенка на одну женщину в 1960 г. до 2,3 в 2000 г. Конечно, дело не только в телевизоре, но исследование CEPR показывает, что в этом вопросе работают самые разные факторы, и это надо учитывать при планировании демографической политики.

Социологи и демографы, изучая опыт прежде всего стран Западной Европы, США и Австралии, отмечали серьезное влияние, которое оказали на рождаемость две волны социальных изменений. Одна из них – «рефлексивная модернизация» (уход от традиционных семейных ценностей) в 1970-е гг. Другая – так называемый новый капитализм, связанный с дерегулированием экономики, в том числе рынка труда, резким ростом стимулов для личного успеха и снижением уровня социального обеспечения в 1980–1990-е гг.

Как считает, например, профессор Австралийского национального университета Питер Макдональд, рефлексивная модернизация привела к переоценке существовавших ранее традиционных общественных ценностей, в том числе института семьи, и увеличила индивидуальную ответственность (а следовательно, и риски) человека за построение своей жизни. Вырос уровень гендерного равноправия – женщины стали больше работать и больше зарабатывать.

Новый капитализм также привел к росту индивидуальных рисков (в первую очередь риска потерять работу, быть неуспешным), стимулировал наращивание личного человеческого капитала при отсрочке или отказе от альтруистских планов – таких, как создание семьи и рождение детей.

Через этот этап сейчас проходит Россия. Социологические исследования показывают, что средний россиянин сильнее, чем жители большинства европейских стран, стремится к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию (Европейское социальное исследование).

При этом россияне среди аутсайдеров по альтруизму и «надличным ценностям»: мы мало общаемся с родственниками и друзьями. Возможно, это объясняется «догоняющим» характером развития страны. Россия, как и Бразилия, входит в число быстро развивающихся стран. При этом культурные отличия и сила традиции все еще обеспечивают Бразилии уровень рождаемости выше «безопасного» (таким считается 1,5–2 ребенка на одну женщину), там даже есть госпрограмма бесплатного распространения противозачаточных средств. В России коэффициент рождаемости – 1,3.

PricewaterhouseCoopers в недавнем докладе «Мир в 2050 г.» прогнозирует более низкие показатели роста ВВП для России, чем в среднем для группы быстро развивающихся стран Е7 (4,3% против 6,4%). Объясняется это демографическими факторами: в России убыль населения составит 0,6% в год, в Китае оно будет расти на 0,1%, в Индии – на 0,8%, Бразилии – на 0,7%.

Признанной всеми панацеи в этой области нет. Одни эксперты считают важными денежные пособия и налоговые льготы. Другие – институциональные факторы, позволяющие женщине совмещать работу и воспитание детей, доступность учреждений дошкольного воспитания. Безусловно, играют роль и культурные различия.

Тем не менее комплексная семейная политика, совмещенная с политикой в сфере рынка труда, социального обеспечения и гендерной политикой, рано или поздно даст эффект. Скажем, Франция, в которой семейная политика реализуется с 1939 г., долгие годы критиковалась за низкий уровень рождаемости. Однако постепенно рождаемость выросла, а в прошлом году Франция вовсе стала европейским лидером с коэффициентом 1,98.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать