От редакции: Вертикаль морали

Раз существует нравственный закон, значит, должны быть его служители, толкователи, суды, наказания за нарушения. Видимо, такими соображениями руководствуются борцы за нравственность, предлагая государству создавать соответствующие комиссии и советы.

В последнее время обострилась дискуссия о создании общественных советов по нравственности в СМИ. В разное время о необходимости таковых высказывались патриарх Московский и всея Руси Алексий II, представители других конфессий, политики патриотического толка, а спикер Совета Федерации Сергей Миронов регулярно говорит, что разработан законопроект о создании Общественного совета по телевидению. Несколько в ином ключе проблема нравственности в СМИ беспокоит армию и ФСБ: не так давно замначальника Генштаба ВС РФ генерал Алексей Бурутин заявил, что на население России осуществляется негативное влияние «по линии разрушения духовных ценностей путем воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание», а глава ФСБ Николай Патрушев обвинил иностранные НКО в информационной поддержке экстремизма. И тот и другой обещали информационно противодействовать.

Свежее предложение президента СПбГУ Людмилы Вербицкой президенту страны Владимиру Путину создать, когда он станет премьером, комиссию по нравственности (см. статью «Моральная премьера», «Ведомости» № 74 от 23.04.2008, стр. А1), пожалуй, наиболее показательно.

По мнению Вербицкой, комиссия при будущем премьере должна вырабатывать предложения по обеспечению госполитики в сфере духовности; разрабатывать критерии нравственного поведения; давать оценку материалам СМИ; формулировать заказ на информационные продукты и учебные программы, укрепляющие нормы высокой морали; готовить законы, ограничивающие бесконтрольность СМИ. Войти в комиссию могли бы названные Вербицкой люди, которые, видимо, являются авторитетами в сфере нравственности (в том числе сама г-жа Вербицкая).

Первый вопрос, возникающий к любым таким проектам: как выбирать эти советы и комиссии? При всем уважении к заслуженным деятелям науки, искусства, религии, социальной сферы нельзя точно сказать, почему один человек вошел в состав, а другой не вошел.

Сергей Миронов предлагал формировать Общественный совет по телевидению так же, как формируется Общественная палата, т. е. изначально инициатива будет у госорганов.

«Это не цензура», – говорят все авторы подобных идей при их обнародовании. При этом, как правило, совет рассматривается как надзорная структура, которая должна иметь полномочия тем или иным способом влиять на программную политику телеканалов и редакционную политику печатных СМИ. Вероятно, такой способ воспринимается как самый легкий и эффективный. Государственный заказ на информационные продукты вполне себе существует (например, на патриотическое художественное кино) – и на самом деле это вполне рабочий метод. Просто в условиях конкуренции с другими продуктами государственный продукт не всегда победит. То ли дело монополия ТВ.

Какова может быть госполитика в сфере духовности? Госполитика в сфере духовности (а точнее, духовная цензура) была в России в синодальный период Русской православной церкви, когда ею руководила царская власть. Закончилось все не очень удачно.

Может ли государство разрабатывать критерии нравственного поведения? Духовную цензуру в итоге сменил Моральный кодекс строителя коммунизма и товарищеские суды. Тоже не очень эффективные механизмы.

Отчасти можно объяснить желание отстроить нравственность с помощью государства привычкой и патерналистскими настроениями в обществе. В прошлом году, отвечая на вопросы ВЦИОМ, россияне зафиксировали падение нравственных ценностей, при этом 76% были уверены, что без государства поддержание общественной морали невозможно. Лишь 18% полагали, что мораль – это сфера частной жизни, в которую государство вмешиваться не должно.

Нравственный выбор – всегда индивидуальный выбор. Нравственный закон – закон неписаный, он существует в обыденном сознании. Гуманистические, религиозные, философские этические концепции можно проповедовать – у нас свобода слова и свобода совести. Государство – это менеджер, оно не должно проповедовать.