В последний путь

«Ну что, это последний форум?» – с таким вопросом сразу после обмена приветствиями обратился к моему коллеге другой участник лондонского Russian Investment Roadshow. Присутствовавший при этом представитель организаторов принялся объяснять, что Roadshow не имеет отношения к Российскому экономическому форуму в Лондоне и продолжится в других городах (в ноябре – в Дубае), но собеседника это не интересовало.

Он никуда не собирается, как и многие другие завсегдатаи лондонского форума.

Тема угасания мероприятия, 10 лет бывшего одним из ключевых в деловой жизни России, в этом году была самой популярной в кулуарах. Лондон, апрель, начало в выходные... Там собиралась российская элита. Среди докладчиков были руководители крупнейших компаний страны, министры. За право послушать их и задать вопросы нужно было побороться: за полчаса до начала пленарного заседания в зале не оставалось свободных кресел. К открытию топ-менеджеры в дорогих костюмах забивали все проходы.

В этом году проблем с креслами не было – даже на первом, главном заседании треть зала пустовала. Второй день пришлось начинать с опозданием – в зале не было слушателей. На сессии «Борьба за активы: стратегия выхода на зарубежные рынки» в президиуме было 10 партнеров юридических фирм из разных стран, а в зале человек 50. Президент "Boeing – Россия – СНГ" Сергей Кравченко потом советовал модератору продублировать сессию на петербургском форуме – там ее услышат.

Бывший топ-менеджер ЮКОСа Александр Темерко впервые не участвовал в форуме, объяснив это так: «Я не люблю быть на похоронах».

Жизнь теперь бьет ключом на форуме в Петербурге, куда съезжаются все крупные чиновники и бизнесмены.

Но его появление, как мне кажется, лишь ускорило угасание лондонского форума. Чтобы выжить, ему нужно было менять формат, а не название.

Не знаю, будут ли заполнены кресла на Roadshow в Дубае. Но в Лондон я больше не поеду.