Хлебное дело

С 30 апреля хлеб, молоко, яйца и подсолнечное масло больше не обязаны быть дешевыми. Больше того, все соглашения о поддержании низких цен на так называемые социально значимые товары вот уже почти месяц как находятся вне закона, указывает Федеральная антимонопольная служба на своем сайте. Дело в том, что регулирование цен по закону о защите конкуренции возможно только по специальному постановлению правительства, а его-то срок действия и истек 30 апреля. Так что антимонопольная служба теперь всех проверит и если выявит какое-нибудь соглашение, то признает его сговором и накажет – штрафом или еще как.

Забавно это. Прежде всего, на моей памяти такое постановление появляется впервые. А цены, например, на бензин правительство регулирует постоянно. Нефтяников собирают, проводят с ними воспитательную работу, берут обещание заморозить цены, об этом пишут все газеты и едва ли не единственная организация, которая этим не интересуется, – это антимонопольная служба. А почему, собственно? Ведь никаких законных оснований для замораживания этих цен нет. Получается такая игра в законность: нет постановления правительства – не замечаем, есть – предупреждаем.

Не менее забавно, что попытки властей снизить цены, сколько я помню, всегда приводят к противоположному результату. С октября прошлого года, когда началось все это «социально значимое» регулирование, «замороженные» продукты дорожали быстрее прочих: в ноябре – марте – на 14,6%, а продовольствие в целом – на 11,8% (данные Минэкономразвития). Бензин, как правило, замораживают на пике – когда он как раз может начать дешеветь (кстати, пора бы уже: 92-й вон 24 руб. стоит). И сразу начинаются жалобы независимых торговцев, что нефтяные компании для своих продавцов оптовые цены заморозили, а для них, независимых, нет, а повышать розничные цены нельзя, значит, они, независимые, работают себе в убыток. Но ничего, все как-то выдерживают, а потом и опять повышать можно – отыгрывать замороженное.

Не очень забавно только одно: цены-то растут.