От редакции: Скупка навыков

Россияне поспевают за прогрессом. По данным опросов ВЦИОМ, за семь лет произошло довольно серьезное изменение в бытовых навыках граждан. По сравнению с 2001 г. уменьшилась доля россиян, умеющих приготовить обед (с 87% до 80%), шить (с 53% до 46%), вязать (с 39% до 34%), починить протекающий кран (с 48% до 39%), петь (с 42% до 30%), танцевать классические танцы (с 22% до 9%), пить, не пьянея (с 29% до 20%), врать, не краснея (с 20% до 14%). Почти удвоилась доля россиян, умеющих обращаться с компьютером (с 22% до 42%), в 1,5 раза больше стало тех, кто умеет пользоваться видеокамерой (с 22% до 34%).

Как и прежде, целоваться умеет каждый второй (49–52%), играть на музыкальных инструментах – каждый седьмой (13–16%).

Тенденция продолжится: чем моложе респонденты, тем легче им общаться с компьютером (82% молодежи 18–24 лет и 8% опрошенных 60 лет и старше) и видеокамерой (54% и 8%), а также целоваться (67% и 26%), но тем сложнее готовить обед (74% и 84%), шить (37% и 55%), вязать (24% и 46%).

Интересно, что чем выше уровень образования опрошенных и их покупательная способность, тем большим числом навыков они владеют. Оказывается, у людей с высшим образованием лучше всех обстоит дело не только с компьютером, видеокамерой, музыкальными инструментами и танцами, но и с поцелуями, шитьем и враньем. У обеспеченных также хорошо с компьютером и видео, они уверены, что хорошо умеют целоваться, петь, врать, пить, музицировать, танцевать и, как ни странно, чинить краны.

Легко объяснить постепенную утрату навыков, связанных с работой руками: с ростом доходов появляется возможность, а затем и привычка покупать любую услугу. Но почему у высокообразованных больше навыков? Есть разные гипотезы: например, у малообразованных меньше рыночные стимулы и конкуренция. Или: для высокообразованных работников с высоким доходом все большее значение имеет творческая составляющая работы, которая предполагает в том числе получение все новых знаний и навыков. Образованные в целом заняты больше, чем люди с меньшим уровнем образования, и, по данным опросов, сильнее ощущают недостаток свободного времени.