От редакции: Законы вычитания

Чем быстрее растут доходы россиян, тем глубже пропасть между богатыми и бедными. По данным Росстата, разница в достатке между 10% самых богатых и 10% самых бедных жителей страны в 2002 г. составляла 12,7, в 2006 г. – 16, в 2007 г. – уже 16,8 раза. И это лишь та вершина айсберга, которую под силу увидеть официальной статистике: туда, очевидно, не попадают теневые доходы госчиновников или богатства, спрятанные в офшорах.

Несправедливость жизни еще и в том, что любое улучшение экономической ситуации первым делом поднимает благосостояние богатых, а любое ухудшение бьет по бедным. К примеру, дорогая нефть так или иначе повысила благосостояние всех россиян, но сверхдоходы осели в карманах немногочисленной группы населения. Зато высокую инфляцию сильнее всего ощущает армия малообеспеченных: для 20% беднейших россиян жизнь в этом году подорожает на 20–22%, а для самых богатых – только на 12%, подсчитал ЦМАКП.

Рецепт решения проблемы неравенства хорошо известен: нужно бороться не с богатством, а с бедностью. Самый удобный инструмент для этого – налоги. Использует ли его государство в полной мере? Сейчас самое время задаться этим вопросом, поскольку правительство как раз выбирает сценарий долгосрочного развития страны.

С 2001 г. все россияне, включая людей с высокими доходами, платят подоходный налог по единой ставке 13%. Это один из самых низких в мире налогов на доходы физических лиц. Владимир Путин считает эту ставку одним из достижений своего президентства и много раз заявлял, что пересматриваться налог не будет. В концепции долгосрочного развития страны до 2020 г., подготовленной Минэкономразвития, тоже подчеркивается, что ставка подоходного налога останется неизменной, как и его плоская шкала.

Эта позиция понятна: именно такой подоходный налог позволил вывести из тени значительную часть личных доходов. Именно благодаря этому налог на доходы физлиц с каждым годом наращивает свой вес в доходах консолидированного бюджета: по данным Минфина, в 2007 г. поступления от НДФЛ обогнали даже налог на добычу полезных ископаемых, а к 2023 г. сравняются с поступлениями от налога на прибыль предприятий.

Но есть способ дифференцировать подоходный налог, не меняя ставку. Речь идет о существующем, но недооцененном в нашей практике механизме налоговых вычетов.

Вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, в России применяются: каждый, кто покупал квартиру, мог воспользоваться имущественным вычетом в 1 млн руб. Есть вычеты на оплату образования и дорогостоящего лечения. Правда, они не выравнивают доходы налогоплательщиков, а лишь поощряют определенные виды расходов. Да и пользоваться ими могут скорее состоятельные, чем бедные категории населения.

Между тем Налоговый кодекс предусматривает вычеты, которые называются стандартными и специально задуманы как инструмент социальной политики. Пока они остаются формальными. Например, отцам и матерям предоставляется вычет на ребенка в размере 600 руб. То есть, заработав, к примеру, 10 000 руб. в месяц, гражданин, имеющий ребенка, будет платить налог только с 9400 руб. Экономия в этом случае всего 78 руб. Если увеличить этот вычет хотя бы до прожиточного минимума (4000 руб.), тот же гражданин заплатит уже на 780 руб. налога меньше.

Есть даже специальный вычет для малообеспеченных, но и здесь величина суммы сводит эффект вычета на нет: тем, у кого зарплата меньше 20 000 руб. в месяц, из налоговой базы вычтут 400 руб., позволив сэкономить 52 руб.

Сделав вычет ощутимым и вдобавок каждый год его индексируя, государство могло бы реально повысить доходы малообеспеченных граждан, причем адресно и без угрозы для инфляции. У этого инструмента есть и еще одно достоинство: как только достаток человека вырастает, право на вычет исчезает. То есть государство сможет гибко реагировать на изменение дохода гражданина, поддерживая его только тогда, когда в этом действительно есть необходимость.