Наше «мы»: США – не лекарство

«В чем основная причина нынешнего конфликта в Южной Осетии?» – задавал вопрос «Левада-центр» 15–18 августа. Наиболее частый ответ (49%) связал этот конфликт с тем, что «руководство США стремится распространить свое влияние на соседние с Россией страны». Такой результат может создать впечатление, что россияне в своем большинстве напуганы или обеспокоены этой политикой США. Конечно, какая-то часть воспринимает подобную перспективу со страхом. Но господствующими являлись и являются другие мотивы и настроения.

Еще в начале 1990-х гг. российское общественное мнение и, что важнее, российские элиты отказались от курса на построение новых партнерских отношений с большинством вышедших из СССР стран. Обида и раздражение, возвращение к позиции «старшего брата», намеки на реванш – такими были реакции не одних обывателей, но и политиков. Это болезненно, а то и с особого рода энтузиазмом воспринималось националистическими элитами наших малых соседей. Что от такой нашей политики они повернут к США и НАТО, понимали все. А перестать и войти самим в НАТО, завязать союзнические отношения с США, Западом и тем лишить себя вековечного врага, на которого можно валить вину за все свои промахи, мы так и не решились. Отказаться от привычек хозяина на шестой части суши не хватило душевных сил ни у народа, ни у его правителей.

После недолгих и во многом неискренних попыток жить по-новому российское общественное сознание стало с нарастающей скоростью откатываться назад. Увидеть страну в окружении – в этом появилась своя логика, своя цель. В общественной памяти оживали не только советские, но и более старые стереотипы. Потянуло вглубь истории, решили ежегодно вспоминать, что Польша и Литва захватывали наш Кремль.

Опросы отмечали, как от года к году уменьшается число стран, которые россияне считают дружественными, и как растет список врагов, смыкающих кольцо. Опросы также отмечали другое смыкание, ранее небывалое: в вопросах национальных и геополитических позиции наиболее образованных слоев стали приближаться к взглядам слоев наименее образованных и информированных. А затем элиты начали выходить вперед с идеями враждебного окружения и обвинениями в адрес США как главного супостата. Сейчас среди малообразованных лишь 40% считают, что «очень хорошо понимают», в чем причина нынешнего конфликта в Южной Осетии, и при этом 42% обвиняют США. А среди высокообразованных убеждены, что «очень хорошо понимают», уже 56% и готовы обвинить США 53%.

Проведенные в эти дни «Левада-центром» углубленные исследования показали, что выход на более непосредственную конфронтацию с США вызвал в обществе воодушевление и подъем. Но, как на грех, не предвидится голосования, чтобы использовать такой соблазнительный политический ресурс. А для того чтобы улучшать, скажем, работу системы здравоохранения, которой, по данным того же опроса, недовольны 58% россиян, этот ресурс, увы, не годится.