От редакции: Кровное место

В среду был убит двоюродный брат президента Мурата Зязикова Бекхан Зязиков, возглавлявший республиканское предприятие пассажирского автотранспорта. Случилось это в день рождения президента Зязикова и через 10 дней после гибели главного ингушского оппозиционера Магомеда Евлоева. Напомним, что Евлоев при неясных обстоятельствах был застрелен в милицейской машине, после того как прилетел в Назрань в одном самолете с Муратом Зязиковым и был задержан прямо на летном поле. На похоронах Евлоева его родственники обещали кровную месть.

В один день с Зязиковым был тяжело ранен ректор ингушского филиала Института экономики и права Суламбек Халухаев. Перечислять убийства и покушения на убийства можно очень долго. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин в среду на совещании во Владикавказе сказал также, что за восемь месяцев этого года в Ингушетии зарегистрировано 114 покушений на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих: 38 погибли, 119 получили ранения. Гибнут и получают ранения местные чиновники, общественные и религиозные деятели, простые люди. Происходит это не первый год. Прошлогодняя специальная комплексная профилактическая операция, в ходе которой в республику были введены дополнительные войска МВД, результата не дала: даже в период ее проведения происходили громкие убийства среди мирного населения.

Какие законы действуют в Ингушетии? Кровной мести? Военного времени? Бандитские понятия?

Москва неоднократно подчеркивала, что теракты направлены на то, чтобы добиться отставки Мурата Зязикова (президент с 2002 г.), и что они ни к чему не приведут. Нельзя сказать, что это очень милосердно по отношению к самому Зязикову. Тем не менее хочется узнать, почему ставка на него – единственная.

Может, он добился больших экономических успехов? Но по валовому региональному продукту на душу населения республика стабильно находится на последних местах в стране (в 2006 г. – на последнем, Росстат). То же самое с обеспеченностью социальной инфраструктурой – детскими садами, школами, жильем, водопроводом и т. д. Средняя зарплата – одна из самых низких в стране, уровень безработицы – один из самых высоких, уровень собственной бюджетной обеспеченности – около 13% в 2007 г. (данные Минфина).

Может, он проводит правильную политическую линию? На прошлогодних выборах в Госдуму «Единая Россия» получила в Ингушетии около 98% голосов. Правда, потом оппозиция организовала акцию «Я не голосовал», собрав около 90 000 подписей ингушей, которые не ходили на выборы, но чей голос был учтен при подведении итогов. Добиться какой-то серьезной официальной реакции из Москвы оппозиции не удалось. Но важно то, что и оппозиция в Ингушетии до последнего времени была вполне лояльна центру: большинство претензий к Зязикову направлялось именно в Москву.

Может, Ингушетия – форпост терроризма и Зязиков – главнокомандующий российским военным контингентом в сложном районе? Такая фигура времен Гражданской, комиссар, борющийся с басмачами? Ну, во-первых, сам Зязиков регулярно рапортует об успехах мирного строительства. Во-вторых, как показывает практика, он не контролирует военные действия на своей территории, которые проводятся в основном федералами, зачастую с территории соседних регионов, а то и из Москвы.

Зязиков стал притчей во языцех. Но дело не в его фигуре. Просто в Ингушетии ярче всего проявляется политика Москвы по отношению к национальным республикам, сводящаяся к двум примитивным принципам: а) контроль за выделяемыми средствами должен быть у нужных людей; б) не должно быть сепаратистских настроений. Остальное не важно. С такой политикой даже самых лояльных центру людей можно довести до отделения: то, что представители оппозиции после убийства Евлоева позволили себе робкие намеки о необходимости независимости Ингушетии, – свидетельство лопающегося терпения.