От редакции: Судьи памяти

В Варшаве возобновился суд над бывшим лидером коммунистической Польши генералом Войцехом Ярузельским. Его вместе с партийным функционером Станиславом Каней, экс-министром внутренних дел Чеславом Кишчаком и начальником генштаба Флорианом Сивицким обвиняют в незаконном введении в Польше военного положения 13 декабря 1981 г. Это, по мнению обвинения, привело к массовым репрессиям и гибели людей. Процесс над Ярузельским вызывает удивление в Польше и за ее пределами.

Нынешние власти Польши пытаются осудить прошлое и показать потомкам, что любой руководитель должен отвечать за гибель людей и репрессии в период своего правления. Но в итоге под судом оказался самый достойный из глав бывших социалистических стран, беда которого в том, что он последний здравствующий лидер социалистического государства. Венгерский руководитель Янош Кадар умер в 1989 г. Румынский лидер Николае Чаушеску вскоре после свержения был уничтожен революционным правосудием. Призвавший Москву к вторжению в Чехословакию Густав Гусак скончался в 1991 г., не дождавшись суда. Главу ГДР Эрика Хонеккера привлекали к суду, но пожалели из-за возраста и плохого здоровья. Наконец, генсек болгарской компартии Тодор Живков находился шесть лет под домашним арестом, потом его освободили, и он умер на свободе в 1998 г.

Генерал Ярузельский прошел сибирскую ссылку и поля сражений Великой Отечественной. В 1981 г. он не без оснований опасался, что дальнейшее развитие выступлений оппозиции в «самом веселом бараке соцлагеря» даст советскому руководству повод к вмешательству по венгерскому или чехословацкому сценарию. Так что Ярузельский, возможно, предотвратил массовые жертвы. За два года военного положения погибли 106 человек, под арестом оказались около 20 000. Ярузельский сам отменил военное положение в 1983 г., в 1988 г. пошел на диалог с оппозицией. В 1990 г. он провел первые демократические выборы президента в Восточной Европе и ушел в отставку после поражения. В 2005 г. генерал извинился перед чешским народом за участие во вторжении в Чехословакию в 1968 г. По данным социологов, 61% поляков считают, что военное положение спасло Польшу от советского вторжения (против – 17%), 52% (27% – против) полагают, что оно предотвратило гражданскую войну.