Игорь Шувалов

Финансовый кризис, несмотря на заклинания чиновников различных мастей, страну стороной не обошел. А потому становится тестом на дееспособность в стрессовой ситуации не только финансовых регуляторов, но и правительства в целом.

С различными заявлениями уже выступали и президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин, и министр финансов Алексей Кудрин, а также председатель ЦБ Сергей Игнатьев и руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Профильным же куратором антикризисного штаба в правительстве стал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Именно он проводил совещания, где вырабатывались меры реагирования, а затем получал одобрение Путина на их воплощение. При этом сам Шувалов о мерах пока не распространяется. Бюджетные средства выделяет Минфин, ход торгов на бирже определяет ФСФР, оживить межбанковский рынок пытается ЦБ. Однако то, как все происходит, не оставляет сомнения в скоординированности этих усилий. Сформирован и багаж мер «про запас», ход которым дается или будет дан в зависимости от ситуации. И здесь модератором также, по заверениям очевидцев, является Шувалов.

Получается, что к нему сходятся все нити управления ситуацией. Значит, и ответственность тоже ложится на него. В этой стройной модели есть только один изъян: основные меры помощи поступают из бюджета, а им распоряжается Кудрин. «Они [c Шуваловым] могут спорить до хрипоты, но решение [о выделении средств из бюджета] все равно останется за Кудриным», – уверяет один предприниматель. Но пока Кудрин, обычно яростно оберегающий бюджет от лишних трат, лишь увеличивает объем вливаний в банковскую систему со стороны Минфина. А большинство предпринятых антикризисных мер превосходят по масштабу все, что когда-либо использовалось в новейшей российской истории.

Под управлением Шувалова спираль раскручивается. Главное, чтобы ситуация не выходила из-под контроля. А выигравшим от повышенного внимания государства не оказался ограниченный круг людей.