Наше «мы»: Время такое

Российские граждане живут своего рода двойной жизнью. Одна – их частная повседневная жизнь. В этой жизни за последние месяцы никаких особенных изменений, не считая растущих цен, не происходит. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения. Но есть другая жизнь, которую ведут эти люди, когда они, отвлекшись от вышеназванных действий или наряду с ними, оказываются в роли телезрителей новостных и политических программ. Тут они чувствуют, что меняется жизнь, «началось что-то новое». Вот эти изменения и новые позиции людей крайне трудно схватить опросами, которые обязаны давать результат в виде точного числа процентов. На первых порах, пока не устоялись сами позиции, правильнее оперировать результатами качественных исследований с их ориентировочными оценками.

Эти исследования, проводимые «Левада-центром», фиксируют, что среди зрителей новостных программ есть меньшинство, которое недовольно или удручено сменой тональности и стиля наших СМИ в последние недели в подаче актуальных событий и процессов. Свои взгляды, сформированные еще в прошлую политическую эпоху и расходящиеся с нынешними установками СМИ, эти зрители не меняют. Как выразилась одна респондентка об их взаимоотношениях с телевизором, они «живут, зажмурившись».

Далее, есть также немногочисленная категория людей с установками и взглядами противоположного характера. Эти взгляды также сформировались давно, быть может, в эпоху позапрошлую, но не менялись. В течение целого ряда лет они расходились и с российскими политиками, и с российскими СМИ, а теперь почувствовали, что новые оценки и новая риторика им близки. Некоторые из них, как они говорили, «уж и надежду потеряли, а вот под старость все-таки нашу правду поняли <...>».

Правда, на вопрос, считают ли они, что «их время пришло», они не торопятся отвечать положительно.

На этот вопрос с готовностью отвечают «да» зрители из еще одного меньшинства. Это те, кто в отличие от обеих описанных групп свои взгляды за последние несколько лет изменил, и притом радикально. Надо подчеркнуть, речь идет о людях, чья профессия или общественное положение требовали иметь и высказывать взгляды. Это, например, преподаватели, общающиеся с учащимися, либо те же работники СМИ, обращающиеся к своей аудитории. Часть из них явно хочет свести счеты с авторитетами прошлой эпохи, часть предпочитает забыть о ней, думать, что они-то сами «всегда были такими» (как сейчас).

Эта группа с ее специфической динамикой взглядов и моральных оценок, повторим, немногочисленна, хотя именно ее голоса сейчас и звучат. Интереснее узнать установки большинства. Оно, глядясь в экран, также ощущает себя в новой ситуации одобряющим то, что вчера не было принято одобрять. Это вызывает известное возбуждение. Но сохраняется и отмеченное некоторыми респондентами ощущение, что «сейчас мы так, а потом все опять будет, как было, просто сейчас время такое».