От редакции: Экономика ареста

История с помилованием бывшего юриста ЮКОСа Светланы Бахминой превращается в запутанный и противоречивый сюжет. Руководитель компании «Вашъ финансовый попечитель» Василий Бойко, напротив, остался на свободе. Вчера Мосгорсуд подтвердил законность решения Тверского райсуда, который отказался повторно арестовать бизнесмена.

Случай с Бойко – редчайшее исключение. Россия остается одной из немногих стран с рыночной экономикой, где досудебные аресты предпринимателей, обвиняемых в хозяйственных преступлениях, – не исключение, а обычный метод работы. Бизнесмены, юристы и депутаты, выступившие на конференции «Аресты предпринимателей как показатель делового климата в стране», бьют тревогу: за решеткой находятся тысячи наших сограждан, которые не убивали, не грабили и не насиловали. Их вина заключается в том, что у них есть собственный бизнес, которым они не захотели вовремя поделиться.

Уголовными делами шантажируют, или, как выразился Дмитрий Медведев, «кошмарят» бизнес, их используют для рейдерства и в недобросовестной конкурентной борьбе. Под прикрытием дела можно арестовать имущество или продукцию компании, выдать их за вещественное доказательство и – до недавнего запрета Конституционного суда – реализовать до приговора по заниженной цене. Вопрос «где маржа?» остается риторическим. Зная, что отечественные суды удовлетворяют свыше 90% ходатайств о заключении под стражу, бизнесмена шантажируют арестом. Под угрозой оказываются также бухгалтеры и юристы. Их ставят перед выбором: оговорить невиновного руководителя или самим оказаться за решеткой. Фактически «коммерческие» статьи Уголовного кодекса стали неформальным инструментом управления экономикой.

В России необходимо ввести мораторий на аресты обвиняемых в экономических преступлениях. В дальнейшем необходимы и поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые не позволят заключать бизнесменов под стражу в отсутствие четких доказательств, что они намерены скрыться или оказывали давление на следствие и свидетелей.