Шампанское

Надо покупать турпоездки, подарки и делать себе приятное, пока есть деньги, считают они. Да, гулять, похоже, придется за свой счет: большинство компаний – от АФК «Система» до маленьких пиар-агентств – объявили об отмене корпоративов. Но многие еще надеются получить по итогам этого года бонусы, тогда как про следующий уже известно, что их не будет. Раз непонятно, куда вкладывать деньги, если они есть, так пусть они хоть доставят удовольствие. А в 2009 год вступить – как в новую жизнь, затянув пояса и приготовившись экономить. Но это уже другая тема. А пока – время покупать шампанское.

Все-таки в России много оптимистов. Мою личную уверенность в этом подтверждает исследование аудиторской компании Deloitte. На празднование приближающегося Нового года каждый из нас потратит в среднем 537 евро – на 12% больше, чем в прошлом году, выяснили эксперты, ежегодно интересующиеся планами на праздничный сезон у жителей 17 стран. Германия и Голландия со своими 401 и 405 евро на человека остались далеко позади. Россияне пока не ощутили влияния финансового кризиса, делают вывод авторы исследования, в отличие от 40–60% жителей Европы, которые на подарках и развлечениях в этом году будут экономить.

Тут я с Deloitte не согласна: заметили – и даже уже пострадали. Свежие данные от компании «Комкон», проводившей онлайн-опрос (а кто сидит в сети? Многочисленные офисные труженики, переживающие по поводу сокращения штата и зарплат), показывают: 21% респондентов жалуются на задержку зарплаты, 12% – на ее снижение, а 10% – на то, что потеряли работу.

Просто 2008 год завершает череду многих лет растущего благоденствия, повышающихся доходов и увеличивающихся социальных пакетов, многие считают, что стоит проводить его шумно и весело. «Может быть, в последний раз так отдыхать будем», – слышу я от многих собеседников – сейлз-менеджеров, брокеров, управляющих, владельцев бизнесов... Список вздыхающих можно продолжить.