Путин по телевизору

Телезритель, который включился вчера в «Разговор с Владимиром Путиным» не с первых секунд, мог решить, что он вернулся на год назад. Лидер страны Владимир Путин отвечает на вопросы избравшего его народа. Никаких намеков на то, что он с тех пор сменил должность, не звучало. Лишь самые пытливые зрители, досмотревшие программу до конца, дождались упоминания о том, что есть такой человек – президент Дмитрий Медведев.

Поводы напомнить о непосредственном начальнике у Путина были: немало вопросов касалось военной реформы и внешней политики. Тут отвечающий мог бы сделать оговорку, что вообще-то это сфера компетенции верховного главнокомандующего и президента. Но не сделал. Более того, показал глубокое знание этих вопросов и даже выступил ньюсмейкером, сообщив, что прапорщиков помимо их воли никто увольнять не собирается. Говоря о войне на Кавказе, об отношениях с США, о военных базах в Венесуэле и на Кубе, он не сделал ни единого замечания, что принимал решение Медведев или хотя бы они в тандеме. Вообще о таком «эффективном» тандеме он сказал журналистам лишь после окончания прямого эфира.

В формате мероприятия были лишь незначительные отличия от прошлых «Прямых линий»: он выступил не по всем госканалам, а лишь по «России», соучастниками выступили общественные приемные единороссов, впервые выступал в Гостином дворе. А в остальном – все как обычно, только еще дольше: такое ощущение, что национальный лидер соскучился по своему народу и лишь небольшие формальности мешали ему выступить раньше (вопрос, что до сих пор мешало Медведеву так масштабно пообщаться с электоратом, официальные комментаторы пока обходят).

И все же не покидало ощущение, что это был другой Путин. Особенно поначалу. Сбивался, запинался, был напряжен. Само мероприятие выглядело как тщательно срежиссированный и многократно отрепетированный ритуал: никаких экспромтов и вольностей.

Дело, наверное, в том, что раньше это был предводитель растущей и крепнущей экономики, а теперь – падающей. Прежде говорил об успехах, нынче – как справляться с проблемами. Тогда был легитимным лидером страны, вчера – вторым лицом в роли первого. Непривычное амплуа.