От редакции: Домкрат государства

Протесты жителей Приморского края против повышения пошлин на импорт иностранных автомобилей (вводятся в 2009 г.) заметила вся страна. Бурные выступления показали, насколько велика роль ввоза подержанных японских машин в экономике региона. Но не только. Они заставляют задуматься о том, насколько адекватны меры господдержки автомобильной промышленности в разных странах мира и способны ли они вывести отрасль из кризиса.

Мировой экономический кризис вызвал резкий спад спроса в ведущих странах. В США и Великобритании продажи новых автомашин в ноябре упали по сравнению с тем же периодом 2007 г. на 37%, в Испании – на 49%, в Японии – на 18%, в Германии – на 11%. Многие ведущие компании уже заявили о финансовых трудностях, сокращении производства и работников в будущем году. Что может сделать государство, чтобы смягчить кризис в одной из ключевых отраслей промышленности? Допустить остановку конвейеров правительства не могут. В США на заводах «большой тройки» работает около 3 млн человек. В немецкой автопромышленности заняты свыше 700 000 человек, в японской – более 500 000, во французской – 267 000. Остановка производства вызовет эффект домино на смежных производствах и способна многократно увеличить безработицу.

Единого рецепта спасения мирового автопрома нет. Отказ сената США предоставить GM, Ford и Chrysler бюджетные кредиты на $15 млрд скорее благо для «большой тройки» (хотя вполне возможно, что план помощи будет принят на новых, более жестких условиях). По мнению Ernst & Young, они могли лишь законсервировать причины нынешних неурядиц – большие пенсионные обязательства, но и негибкую маркетинговую политику. Заводы в США мало изменяли структуру производства в пользу экономичных и экологичных моделей, которые могли бы продаваться в Европе. Госпомощь могла бы обернуться продолжением производства автомобилей, не обеспеченным спросом, и, как следствие, затовариванием и остановкой производства.

Более разумным выглядят европейские проекты помощи автопроизводителям. Еврокомиссия намерена выделить им кредит в 5 млрд евро на научно-конструкторские работы, которые должны сделать автомобили еще более экологичными и безопасными.

Президент Франции Николая Саркози выдвинул свой план. По миллиарду евро получат подразделения Peugeaut и Citroen, занятые автокредитованием.

Кроме того, французы, которые с декабря 2008 г. до 31 декабря 2009 г. заменят автомобиль возрастом 2–10 лет на новый, соответствующий экостандартам, получат премию 1000 евро. На это планируется выделить 220 млн евро.

Швеция, которая окажет своему автопрому беспрецедентную помощь – 28 млрд крон (2,8 млрд евро), выделяет деньги на переоснащение отрасли и НИОКР. Наконец, немецкие автомобильные гиганты, отказавшись от прямой господдержки, предлагают, чтобы помощь на пополнение оборотных средств в 1 млрд евро получили автодилеры.

А что же Россия? Правительство подняло импортные пошлины, что приведет к росту стоимости новых иностранных автомобилей на 8–9%, а подержанных – в полтора раза. Отечественные заводы – «АвтоВАЗ», «Камаз», «Соллерс», «Тагаз» – получили прямую финансовую помощь государства в виде кредитов госбанков под 13–16% годовых. Это, а также девальвация рубля может обеспечить российским автозаводам и иностранным сборочным производствам серьезные ценовые преимущества (более весомые для российских, потому что степень локализации производства комплектующих у отверточников не превышает 40%).

Однако этих мер, по мнению экспертов, недостаточно. Помощь автопрому не сопровождается адекватным стимулированием платежеспособного спроса. Наоборот, банки уже значительно увеличили ставки по автокредитам, что делает покупку автомобиля в долг невыгодной. В этой ситуации, по прогнозам «Тройки диалог», спрос на автомобили в России может сократиться на 15–30%.