От редакции: Только за деньги

Материальный достаток, который царил в наших домах в последние годы, радикально изменил отношение людей к труду. Во всяком случае, в среде профессионалов всех мастей – от бюджетников до топ-менеджеров – работать исключительно ради денег стало дурным тоном. Удовлетворив потребности в материальном комфорте, люди стали искать работу, отвечающую их нуждам более высокого уровня.

Профессионалы соглашались работать, только если деятельность была интересной, требовала творческого напряжения, развивала. И как само собой разумеющееся принимали тучные зарплаты и бонусы, раздражаясь, если в этом году вознаграждение выросло меньше, чем в прошлом. Правда, забравшись на самую вершину пирамиды Маслоу, обнаруживали, что и там не всегда царит счастье: поиски смысла подчас приводили к разочарованию в том, чем занимаешься.

За несколько последних месяцев сознание развернулось на сто восемьдесят градусов. После того как из-за кризиса стали происходить массовые увольнения и сокращения зарплат, поиск смысла работы потерял смысл. Вернее, он стал предельно ясен: работа нужна, чтобы кормить семью, выплачивать кредит за квартиру и финансировать образование детей. А все, что сверх этого, уже воспринимается как бонус.

Вернулось ощущение реальной цены денег и труда. И оказалось, что завышенные ожидания провоцировали больше неудовлетворенности – поскольку жизнь не всегда могла им соответствовать. Выяснилось, что чувствовать себя счастливым, довольствуясь тем, что уже есть, не так трудно. Например, согласно декабрьскому обзору «Индекс счастья», проведенному американским центром потребительских исследований Nielsen Company, в 48 странах из 51 женщины переносят нынешние финансовые трудности намного легче, чем мужчины, поскольку у них изначально более скромные ожидания. А норвежцы, живущие, казалось бы, в темном и холодном климате, едва ли не самые счастливые люди на земле. Просто они не ждут чудес и от души радуются тому, что имеют.