От редакции: Работа без регламента

Увольнения в период кризиса уже продемонстрировали неурегулированность взаимоотношений между работодателем и работником. Причина того, что большинство уволенных не могут получить все заработанные деньги, – в особенностях российского рынка труда, перекосы которого не были исправлены в период экономического роста.

Число безработных в России выросло с июня по ноябрь на четверть – с 4 млн до 5 млн человек. В первые два месяца будущего года, по данным вице-премьера Александра Жукова (см. интервью с ним на стр. А5 в номере от 25 декабря), работодатели планируют уволить еще около 240 000 сотрудников. Безработица в России – около 7% от экономически активного населения, не выше, чем в США (те же 7%) или Франции (7,3%). Однако эти цифры не должны успокаивать – российский безработный живет значительно хуже, чем его товарищ по несчастью в Европе или США. Даже максимальное пособие по безработице после повышения в полтора раза (4900 руб. с 1 января 2009 г.) останется ниже прожиточного минимума в 35 из 83 регионов России. При увольнении люди часто остаются без средств к существованию, не получая выходного пособия, которое позволило бы им и их семьям без тяжелых лишений пережить время до получения новой работы.

По данным Росстата, почти 20% россиян до кризиса трудились в неформальном секторе экономики, где размер выходного пособия и даже сама его выплата зависит от доброй воли работодателя. Впрочем, и контракт с печатью и подписью в российских условиях нередко оказывается филькиной грамотой. Трудовой кодекс (ТК) гарантирует работникам, которых увольняют по сокращению или при ликвидации компании, достаточные выплаты – две заработные платы плюс компенсацию за неиспользованный отпуск. Если сокращенный сотрудник обратился в службу занятости раньше чем через две недели после увольнения и не был трудоустроен, работодатель должен платить зарплату еще месяц.

Однако лишь немногие могут добиться положенных по закону выплат. Нередко сотрудников, подпадающих под сокращение штатов, вынуждают писать заявление об увольнении по собственному желанию или по соглашению сторон. Работающих просят «добровольно» отказаться от компенсации за неиспользованный отпуск.

Это позволяет работодателю минимизировать издержки при увольнении.

Что любопытно, большинство сотрудников соглашается. Надавить на работника несложно из-за сервильности отечественных профсоюзов. И сами россияне не готовы отстаивать права на труд: по данным ВЦИОМ, почти половина (45%) тех, чьи права были нарушены, ничего не делали для их восстановления, 21% жаловались начальнику. Обращались в суд или бастовали всего 9%.

Низкая активность отчасти обусловлена недостатками трудового законодательства. С одной стороны, руководители имеют немало рычагов воздействия на строптивого работника. 81-я статья ТК, регламентирующая порядок увольнения по инициативе работодателя, позволяет «уйти» сотрудника за разглашение государственной, служебной, коммерческой и иной тайны. Понятие служебной тайны российские законы не конкретизируют, что же говорить об «иной». Работника могут уволить за мелкое хищение чужого имущества – например, подкинув ему в карман или сумку пару ручек. Материально ответственные сотрудники могут быть уволены, «если их действия дают основания для утраты доверия».

С другой стороны, честному работодателю нелегко уволить работника по сокращению штатов: перед этим он должен предложить ему аналогичные должности в других регионах или нижеоплачиваемую работу. Иначе работника восстановят, а компании придется платить ему за вынужденный прогул и значительные штрафы.

В целом недостатки трудового законодательства чреваты значительными издержками и для работодателя, и для работников.