От редакции: Судьба нерезидента

Рынок труда адаптируется к кризису гораздо быстрее, чем ожидалось. Суровую правду о жизни трудовых мигрантов раскрывает Центробанк в опубликованной на днях оценке платежного баланса за 2008 г.

По данным ЦБ, в IV квартале прошлого года (т. е. когда кризис уже вовсю шагал по стране) доходы иностранцев, работающих в России, сократились на $1,5 млрд, или на 37,5%, по сравнению с тем, что они обычно в среднем зарабатывали за квартал ($4 млрд).

Важно отметить, что в отличие от Росстата ЦБ рассчитывает заработки не только официально зарегистрированных иностранцев, но и нелегальных мигрантов, основываясь на оценках Федеральной миграционной службы (ФМС).

На ком же работодатели поспешили сэкономить? Ответа на этот вопрос статистика ЦБ не дает. Но очевидно, что в эти полтора миллиарда входят и неполученные зарплаты 148 британских технических специалистов, покинувших Россию в результате конфликта акционеров ТНК-ВР, и гонорары высокооплачиваемых западных финансистов, с которыми их терпящие бедствие российские работодатели не стали продлевать контракты.

Но, скорее всего, львиная доля сокращения зарплат приходится на гастарбайтеров из стран СНГ. Ведь к началу кризиса выходцы из бывших советских республик зарабатывали 83,3% всех денег, выплачиваемых иностранцам в России. По данным ФМС, занимаются эти люди главным образом строительством, транспортом и торговлей. Именно эти отрасли почувствовали на себе кризис в первую очередь.

Является ли массовый отъезд гастарбайтеров поводом для радости? На первый взгляд – да: высвободившиеся места могут занять россияне, потерявшие работу в результате кризиса. Но многие ли из них готовы трудиться на таких условиях, как приезжие? Если россияне не станут уступчивее в своих зарплатных ожиданиях, а власти будут искусственно создавать дефицит трудовых мигрантов (например, уменьшая квоты), это будет способствовать разрастанию кризиса, поскольку лишит бизнес необходимой ему сейчас гибкости.