От редакции: Недогибы на местах

Федеральные власти начали проявлять беспокойство по поводу ситуации в регионах. Президент и премьер выступили с программными заявлениями о повышении пенсий и сохранении приоритета социальных расходов. Партия «Единая Россия» собралась посылать к губернаторам кризисных управляющих из своей среды. Желание успокоить население, а также найти виновников проблем на местах вполне естественно для центральной власти. Но возможны и более содержательные меры.

Если в мировом кризисе одно из центральных мест занимает противоречие глобального и национального, то в России кризис обостряет противоречие федерального и местного. Рецессия сильнее бьет по регионам: доходы их бюджетов зависят прежде всего от налога на прибыль, при этом социальная нагрузка на региональные бюджеты выше, чем на федеральный. К тому же местные власти сейчас вынуждены непосредственно заниматься проблемами безработицы.

Несмотря на то что по мере развития кризиса снижаются не только доходы населения, но и ожидания, недовольство все равно будет расти и адресоваться прежде всего местным властям. Легальных форм выражения недовольства не так уж много – ведь губернаторы не избираются, СМИ аффилированы с властями, проведение митингов затруднено.

Тем не менее губернаторы – живые люди, и им порой свойственно беспокоиться о населении региона. Они даже могут счесть, что какие-то меры центра не совсем верны. Видимо, чтобы этого – т. е. перекладывания вины на Москву – не происходило, «Единая Россия» планирует прикрепить к губернаторам своих советников, которые будут отстаивать политику центра. Правда, большинство глав регионов сами члены партии, но у них может развиться стокгольмский синдром. Скажем, депутаты региональных парламентов от «Единой России» уже выступили против линии партии: в Приморском крае поддержали требование отменить повышение импортных пошлин на автомобили, в Хабаровском написали письмо премьеру Путину с просьбой отменить повышение тарифов на энергию. Партия по этим случаям приняла кадровые решения.

Пока, впрочем, губернаторы боятся. Большинство регионов до последнего тянули с секвестром бюджетов, ожидая отмашки из Москвы. Главы по одиночке пытаются выбить какую-то помощь в Минфине. Что же касается системных антикризисных мер, то они в отношении регионов явно недостаточны.

Алексей Кудрин недавно признал, что регионы в 2009 г. недополучат 400 млрд руб. по сравнению с прошлым и 1 трлн руб. – с запланированным объемом доходов. Федеральный бюджет выделит лишь 300 млрд руб. в виде дотаций и кредитов. Главная помощь идет крупному бизнесу – на рефинансирование долгов, отчего регионам ни жарко ни холодно.

Критерии, по которым выделяется помощь регионам, эксперты считают нечеткими. Пока больше поддерживаются беднейшие регионы, на которых кризис сказался меньше всего. В регионах не могут понять, каким будет уровень поддержки из центра.

В целом нерешительность и ошибки Москвы можно объяснить отсутствием действующей обратной связи (которую обеспечивает выборность губернаторов) и невозможностью решить местные проблемы из центра.

В итоге получается, что такая «национальная» (в противовес глобальным) протекционистская мера, как повышение импортных пошлин, обещает пользу одному региону и приносит вред другому. Вертикаль власти, более-менее исправно функционировавшая в тучные годы (рост доходов и резервов позволял просто закрывать глаза на различие регионов и ряд системных проблем в региональной политике), в кризис будет испытывать гораздо большую нагрузку.

Ее можно попробовать еще укрепить – комиссарами и силовиками, канализацией народного недовольства на «врагов», которыми можно назначить и губернаторов, и отдельных министров.

А можно попробовать ее ослабить, дав регионам большую свободу и возможность маневра, в том числе финансового, и в то же время сняв с центра часть ответственности.

Пока более вероятным выглядит первый сценарий, как инерционный.