От редакции: В глушь, в Саратов

Исследователи предлагали разные количественные и качественные критерии российского среднего класса. Но сейчас ясно одно: кризис не просто снизит доходы, но изменит структуру и резко снизит численность среднего класса.

До кризиса, по самым обобщенным критериям, россиянин, чтобы считаться представителем среднего класса, должен был иметь доход не меньше 6000 руб. на члена семьи, зарабатывать собственным бизнесом или умственным трудом, владеть большим количеством товаров длительного пользования. Летом 2008 г. этим требованиям отвечали до трети россиян. Россия приближалась к развитым государствам, где средний класс составляет свыше половины населения. При этом отечественный middle class был сильно бюрократизирован: он примерно наполовину состоял из чиновников, бюджетников и сотрудников госкорпораций.

Неурядицы последних месяцев нанесли тяжелый удар по многим отраслям экономики, где были заняты представители среднего класса, – банкам, страховым, торговым и IT-компаниям. По оценкам, безработными стали от 350 000 до 400 000 «среднеклассников», многие лишились значительной части доходов от бизнеса и частной практики. Средний класс, по мнению замдиректора ИС РАН и завкафедрой социально-экономических систем и социальной политики ГУ-ВШЭ Натальи Тихоновой, уже в ближайшее время сократится до 22–24% населения страны, а если кризис продлится дольше – вернется к показателям 1998–1999 гг. (18%).

Казенно-бюрократическая часть среднего класса сократится меньше. Госпомощь корпорациям, банкам и гарантирование бюджетных расходов сохранят род занятий и уровень доходов чиновникам и работникам компаний, признанных стратегически важными. Зато доля бизнесменов, лиц свободных профессий, менеджеров и высокооплачиваемых специалистов может сократиться с нынешних 15–17% до 6–8% населения.

Средний класс в России не политизирован, и вряд ли стоит ожидать от него коллективных протестов. С другой стороны, его представители способны придумывать индивидуальные активные стратегии выхода из кризиса.