От редакции: Лишние ватты

Стахановские обязательства энергетиков будут пересмотрены: генеральная схема размещения энергообъектов отстала от жизни, признало вчера Минэнерго. Из-за кризиса ввод новых электростанций в ближайшие пять лет будет сокращен в два-три раза по сравнению с планом, утвержденным год назад (см. также статью на этой странице).

Генеральная схема размещения объектов энергетики предполагает ежегодный рост энергопотребления в России на уровне 4,2%. На самом деле в 2007 г. потребление электричества выросло на 2,3%, в прошлом году – лишь на 1,9%, а в этом году может и вовсе сократиться на 4–8%: промышленность сворачивает обороты.

Составители генсхемы казались чрезмерными оптимистами даже до кризиса. Ведь согласно генсхеме уже с 2010 г. отрасль должна вводить в действие по 20 ГВт новых мощностей в год. Для сравнения: мощность Братской ГЭС – 4,5 ГВт, станция строилась 13 лет. При этом главные потребители энергии – металлургия, добыча нефти и газа – не демонстрировали признаков бума даже на пике мировых цен.

По оценке Института проблем естественных монополий, чтобы обеспечить реальный спрос, достаточно вводить по 3–3,5 ГВт новых мощностей в год. А эта оценка была сделана весной прошлого года, когда нефть дорожала, а экономика росла. Если взять за основу нынешние печальные прогнозы, то сокращать ввод новых мощностей нужно не втрое, как планирует Минэнерго, а в 8–10 раз. Иначе деньги инвесторов могут оказаться выброшенными на ветер, а лишние электростанции станут памятником безответственным оптимистам.

Проблема не только в мощностях, которые могут оказаться невостребованными, а еще и в ресурсах. На основе действующей генсхемы утверждались инвестпрограммы энергокомпаний. При приватизации новые владельцы взяли на себя очень жесткие обязательства: к определенному сроку начать производить определенный объем мощности. Иначе им грозит суровый штраф: 25% стоимости непостроенной электростанции (цена электростанции начинается от $1 млрд).

Чтобы выполнить инвестиционные соглашения, все вместе бывшие «дочки» РАО ЕЭС до 2012 г. должны были инвестировать 4,3 трлн руб. Половина необходимых денег есть: их обеспечили сами инвесторы, выкупая у государства допэмиссии. Недостающие средства компании планировали занимать на рынке и финансировать из собственной прибыли.

Кризис нарушил эти планы: кредиты подорожали, а размещение новой допэмиссии – затея, обреченная на провал при нынешнем состоянии фондового рынка. Одной будущей выручки на выполнение инвестпрограмм недостаточно. Энергетикам не хватает 48–52% средств, полагает «Системный оператор». У отдельных компаний дефицит намного больше: к примеру, у ОГК-5 имеющиеся ресурсы покрывают инвестпрограмму всего на 20%, у ОГК-2 – на 22%, у ОГК-6 – на 40%, у ОГК-4 – на 52%.

Осенью, когда стало ясно, что рынок капитала заморожен, а обязательства энергокомпаний повисли на их плечах тяжелым грузом, новые владельцы стали обивать пороги чиновников, прося перенести сроки ввода энергообъектов. На что неизменно получали вежливый отказ. Министр энергетики Сергей Шматко еще в начале февраля говорил, что «генсхема не догма, но должна быть реализована». Поэтому пересмотр генсхемы для генерирующих компаний – суперновость.

Теперь вопрос в том, какие именно объекты будут сняты с повестки дня, какие – отложены, а кому все-таки придется вводить новые мощности в срок. От этих решений будет сильно зависеть финансовое положение конкретных компаний, их возможности пережить кризис, да и привлекать деньги на рынке.

Чиновники обещают подготовить новую генсхему во II квартале и закончить ее до конца года. Если критерии для корректировки генсхемы не будут прозрачными, а обсуждение реальных потребностей промышленности – публичным, велика вероятность, что обновленная схема размещения энергообъектов будет представлять собой результат активности лоббистов. А станции будут построены не той мощности и не в том месте, где они действительно нужны.