От редакции: Кризис – это тема

Экономичная упаковка. 10% бесплатно. Антикризисная цена. 5 кг порошка в подарок. Покупка продуктов длительного хранения. Кризис поможет похудеть. Корпоративные вечеринки своими силами. Возвращение к семейным ценностям.

Реклама и пиар, лишившись половины доходов, получили в то же время новую беспроигрышную тему. Кризис, как и война, упрощает систему координат, переводя ее в черно-белый режим. Это удобно с пропагандистской точки зрения.

В случае классической войны все ясно: «добро и зло = мы и они», в случае кризиса понятие зла может модифицироваться. То есть в принципе зло – это коллапс экономики, высокие цены, низкие зарплаты, безработица, голод. Но можно еще найти ответственных за все это, конкретизировав образ врага.

Главное же – сама необходимость борьбы с врагом. Она становится приоритетной и уводит на второй-третий-десятый план проблемы и задачи, считавшиеся актуальными в мирное время.

Взять, например, российские силовые ведомства. Серия ежегодных коллегий в них прошла под девизом «Проследим за расходованием государственной антикризисной помощи». Об этом говорили и сами руководители ведомств, и ставивший им задачи президент Медведев. Кроме Центробанка и службы финансового мониторинга уже контролируют антикризисные деньги МВД и ФСБ. Недавно президент попросил заняться этим Счетную палату. Вчера – Генеральную прокуратуру. Прокуроры также должны внимательнее следить за соблюдением трудовых прав граждан в условиях кризиса.

Тема борьбы силовиков с кризисом, пожалуй, уже вытесняет тему борьбы с коррупцией, которая стала очень популярной в середине прошлого года после соответствующих инициатив Дмитрия Медведева. Хотя вчера в Генпрокуратуре борьбе с коррупцией, в том числе в своих рядах, было уделено большое внимание (см. статью на стр. А2). (В скобках заметим, что контроль силовиков за финансовым рынком сам по себе несет коррупционные риски.)

Но тема коррупции уже приелась, так же как нудные статистические выкладки о числе и динамике совершенных, раскрытых, нераскрытых преступлений. Это будничные, долгосрочные, «мирные» темы, не дающие нужного пиаровского эффекта в «военное» время.