Статья опубликована в № 2310 от 06.03.2009 под заголовком: От редакции: Цена решений

От редакции: Цена решений

Непоследовательная и хаотичная. Так можно описать антикризисную политику практически всех стран мира: спад оказался настолько быстрым, что правительства были вынуждены принимать решения в полной неопределенности, лихорадочно переходя от одной меры к другой. К такому выводу пришли эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировавшие зарубежный опыт борьбы с экономическим кризисом.

Скоростью изменений и неопределенностью объясняются многочисленные ошибки в принимаемых решениях. Степень неопределенности лучше всего заметна по беспрецедентной частоте, с которой прошлой осенью обновлялись прогнозы. Еще в августе большинство российских экономистов считало, что кризис затронет только развитые страны, в октябре они все еще ожидали экономического роста, но не спада. А в декабре думали, что спад будет совсем небольшим. Разницу с действительностью знаете сами.

Но оказывается, что и в других странах было не лучше: аналогичная динамика прогнозов, только с меньшим разбросом значений, имела место в большинстве стран мира, пишут эксперты ВШЭ. Даже МВФ еще в апреле 2008 г. прогнозировал на 2009 г. рост мировой экономики на уровне 3,8%. В июле прогноз был 3,9%. В октябре перспективы уже не казались такими блестящими: фонд снизил прогноз до 3%. Ноябрь еще поубавил оптимизма до 2,2%. После Нового года прогноз снизился до 0,5%, а сейчас, в марте 2009 г., чиновники МВФ говорят, что будет, «возможно, ниже нуля».

Первой реакцией властей разных стран на кризис было резкое усиление государственного вмешательства и хаотический переход от одной меры к другой. Объем антикризисных мер в разных странах зависел не от глубины и скорости спада в каждом конкретном случае, а от толщины государственного кошелька – бюджета и резервов. Развитые экономики начали страдать от кризиса раньше, и спад там глубже, но антикризисные пакеты мер скромнее. Например, в США они составили 5,7% ВВП, в Германии – 2,6% ВВП, в Великобритании – 1,1% ВВП, во Франции – 1,3% ВВП, в Канаде – 1,9% ВВП. Зато в Китае на борьбу с кризисом пошло 16,2% ВВП, в Бразилии – 14% ВВП, в России – 12% ВВП.

Основные меры поддержки реального сектора за границей – финансирование потребителей (снижение налогов, помощь безработным и др.), инфраструктурные проекты, государственные инвестиции (строительство социального жилья, повышение энергосбережения, ремонт школ, памятников).

В России, наоборот, инвестиции бюджета и госкомпаний снижаются, поддержка потребителей отсутствует, а инфраструктурные проекты пришлось сворачивать. Ситуация в России долго считалась относительно благополучной благодаря накопленным резервам. Но значительная часть резервов пошла на поддержку курса рубля и плавную девальвацию – это, в сущности, главная антикризисная мера, которая, впрочем, уже выполнила свою функцию.

Почти во всех зарубежных антикризисных пакетах предусмотрено уменьшение подоходного налога (включая различные вычеты, возвраты и т. д.), а также существенное снижение налогов для малого и среднего бизнеса. В нашей стране налоговые меры, объявленные ради противостояния экономическому спаду, дают существенную экономию только предприятиям нефтегазового сектора, электроэнергетике и другому крупному бизнесу.

Довольно крупные суммы выделены в разных странах для создания новых рабочих мест, программы переподготовки и дополнительного образования, поддержки частичной занятости. Российские власти помогают отдельным отраслям – выкупают построенное жилье, металл в госрезерв, субсидируют кредиты и вводят различные заградительные пошлины для импорта.

Конечно, зарубежный опыт не всегда можно напрямую применять на российской почве. Да и страны, как уже отмечалось, свои собственные антикризисные планы часто придумывали на ходу – не факт, что именно так и надо было поступать.

Но можно отметить, что российские антикризисные меры очень капиталоемкие. Вряд ли можно сказать, что они уже достаточны для выхода из кризиса. Если мировой кризис затянется и нефть не будет дорожать еще долго, на новые планы борьбы денег может не хватить.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать