От редакции: Страна инфляции

Вице-премьер Алексей Кудрин считает инфляцию главным индикатором экономической политики. Если так, то экономическая политика правительства продолжает давать сбои: в феврале индекс потребительских цен составил 1,7%, с начала года – 4,1% (в феврале 2008 г. – 1,2%, в первые два месяца 2008 г. – 3,5%).

Интересно не только то, что инфляция растет, но и то, что она растет в совершенно новых условиях. Год назад Россия еще не вошла в мировой экономический кризис, цены на энергоресурсы были высоки, в страну шел капитал, росли зарплаты и потребительское кредитование. Инфляция, хоть и не такая высокая, наблюдалась и в развитых странах ЕС, и в США. Сегодня в мире дефляция (в ЕС в январе – 0,6%), нефть дешева, капитал убывает, зарплаты и кредитование замерли, растет безработица.

Финансовые власти надеялись на сжатие денежной массы – оно началось в конце прошлого года, а в январе этого было рекордным (см. также статью на стр. А3). Количество рублей в экономике резко сократилось, в том числе благодаря скупке населением валюты. Но, как пишет Центробанк, «ужесточение монетарных условий пока не повлияло на снижение инфляции».

Впрочем, сжатие денежной массы сказывается на инфляции с временным лагом. Например, главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков считает, что инфляция будет снижаться во втором полугодии.

Но есть постоянные факторы, приводящие к высокой инфляции в российской экономике, которые с наступлением кризиса никуда не делись.

Это высокий уровень монополизации многих секторов. Тарифы на услуги естественных монополий были повышены правительством с января также без оглядки на динамику мировых цен.

Это большие расходы бюджета. Разгон инфляции до нынешней скорости начался в предвыборном 2007 г., когда расходы бюджета выросли на 40%. В 2008 г. – еще на 26%. Необходимость бороться с кризисом приведет к росту расходов и в 2009 г. – тоже примерно на 26%.

Это структурные диспропорции в экономике. Особенно это заметно в условиях девальвации рубля (роль самой девальвации оценивается противоречиво: одни эксперты считают ее прямой причиной инфляции, другие говорят, что девальвация не увеличила инфляцию, так же как и прошлогодняя политика укрепления рубля ее не сократила). Девальвация привела к удорожанию импорта, в то время как многие отечественные производители в последние месяцы 2008 г. снижали отпускные цены.

Импорт играет значительную роль в российском потреблении продовольствия, которое, в свою очередь, резко выросло на фоне кризиса (народ запасает продукты). Доля продовольствия в потребительской корзине увеличилась и составила, по данным Росстата, 48,3% всех расходов в январе 2009 г.

Это инфляционные ожидания или даже «инфляционное поведение» россиян, которое во многом определяется историческими причинами. Граждане государству не доверяют и поэтому тратят деньги и когда они есть (до кризиса), и когда их нет. В январе, по данным Росстата, денежные расходы населения превысили доходы на 376,3 млрд руб. Конечно, главная причина – та же девальвация. Граждане переводили рублевые сбережения в валюту или в потребление.

Но девальвация – это еще и наглядное свидетельство кризиса. В кризис же наученный горьким опытом российский житель ожидает всего: изъятия сбережений, отказа государства платить зарплаты и пенсии, а главное – роста цен. Рост цен как главная опасность (с которой в первую очередь должно бороться государство) – лидирующий показатель в большинстве социологических опросов последних лет.

Есть сейчас, впрочем, некая слабая надежда. Девальвация закончилась. В феврале денежная база в экономике перестала снижаться, эксперты заговорили о нормализации расчетов и оживлении кредитования. Промышленники, по данным последнего опроса ИЭПП, перестали снижать отпускные цены и намерены перейти к их повышению. Теоретически это позитивные сигналы, способные снизить инфляционные ожидания.