От редакции: Государство – это мы

По данным Росстата, число лиц, замещающих госдолжности, выросло с 1999 г. до октября 2008 г. в 1,7 раза – с 485 566 человек до 846 307. Если сложить эти цифры с числом работников органов госвласти, которые формально не считаются госслужащими, получится, что численность аппарата выросла с 1 млн до 1,8 млн человек и превысила аналогичные показатели позднего СССР.

Госаппарат распухал вопреки сокращениям и административным реформам. Любопытный факт: в 2004 г. Кремль сообщил о сокращении администрации президента на 20% – с 1500 до 1200 служащих. Но когда недавно глава администрации Сергей Нарышкин поручил провести еще одно сокращение на 100 человек, выяснилось, что нынешняя численность персонала – снова 1500 сотрудников.

Особенно бурно бюрократия разрасталась на местах. Число федеральных госслужащих увеличилось всего на 6%, зато количество региональных чиновников выросло в 1,65 раза, а муниципальных – в 2,07 раза. Госаппарат обходился стране все дороже. Расходы по статье «общегосударственные вопросы», ключевые пункты которой посвящены содержанию органов власти, росли быстрее, чем общие расходы бюджета, быстрее, чем расходы на национальную оборону, на образование, на здравоохранение. В 2000 г. смета «общегосударственных вопросов» не превышала 10% всех расходов, а в 2008 г. она достигла 1 трлн руб. – 15% расходов бюджета (между прочим, превысив аналогичные показатели во Франции и Германии, где в число госслужащих входят учителя и преподаватели государственных вузов).

Если считать государство неким сервисом по управлению страной, то чем больше в этом сервисе работников и чем дороже он обходится стране, тем ниже эффективность. Правда, привлекательность работы в этом сервисе растет.

Сейчас из-за кризиса госаппарат сокращается – известно, что в ряде регионов численность чиновников сокращена на 15–20%, расходы на их содержание уменьшаются. В переработанном проекте бюджета на 2009 г. на «общегосударственные вопросы» планируется выделить 1 трлн руб. вместо прежних 1,2 трлн – это 10,5% всех расходов. В этой обстановке важно не позволить чиновникам действовать по принципу «после нас – хоть потоп».