От редакции: Дешевая война

Пятьдесят солдат-срочников из Екатеринбурга, участвовавших в августовской войне в Южной Осетии, через суд добились выплаты положенных им командировочных – в среднем по 20 000 руб. на каждого. Можно вспомнить, как наши генералы поначалу убеждали обывателей, что против грузинской армии воюют только офицеры и контрактники. По расчетам Комитета солдатских матерей, в боевых действиях принимало участие около 1500 солдат и сержантов по призыву – примерно 20% всей группировки. Теперь оказывается, что им не платят, не хотят оформлять документы о службе в Южной Осетии и участии в боевых действиях. В Комитете солдатских матерей около 120 заявлений на эту тему. Более 100 жалоб, как пишет «Московский комсомолец», поступило и в военную прокуратуру.

Всего в войне против Грузии участвовало около 8000 солдат и офицеров. Каждому полагались (по постановлению правительства от 12 августа) командировочные из расчета $54 в сутки (норматив для Грузии). Однако, как заявила в интервью «Эху Москвы» замминистра обороны Любовь Куделина, рассчитаться с участниками боевых действий мешает юридическая неопределенность. В конце августа Россия признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами, значит, платить солдатам и офицерам по «грузинской» норме уже нельзя, а командировочные для новых государств пока не разработаны. Куделина заверила, что задолженность военным будет компенсирована.

Правда, вряд ли полностью: новое постановление правительства на эту тему, вышедшее в феврале, предусматривает выплату 30% суточных при условии предоставления питания.

Ситуация напоминает многочисленные истории начала 2000-х гг., когда чиновники силовых ведомств с помощью различных ухищрений пытались не платить «боевые» участникам операций в Чечне и Дагестане. Бюрократы требовали с раненых и контуженных бойцов откаты, сокращали на бумаге реальное время участия в боевых операциях, утверждали, что та или иная часть не воевала. В итоге тысячи участников боевых действий вынуждены были добиваться правды в судах. Только в 2003 г. и только Минобороны было обязано выплатить 783 млн руб. «боевых» по 9300 искам.