От редакции: Отредактировано

Первое предупреждение чиновников в адрес газеты, радиостанции, телеканала и зарегистрированного интернет-СМИ об экстремистской деятельности или пропаганде терроризма может оказаться и последним. Суд может закрыть или приостановить выход СМИ, если предупреждение вынесено менее чем за год до обращения регистрирующего органа в суд. Такое положение содержится в новой редакции поправок в закон о СМИ, рассматриваемых в Госдуме (более подробно о них – на стр. А2).

В ныне действующей редакции закона издание имеет «на одну жизнь» больше – закрывать его в судебном порядке можно только после двух предупреждений в течение года. По мнению экспертов, с учетом крайне расплывчатого определения экстремизма в соответствующем законе теперь можно будет закрыть любое СМИ. Как показывает отечественная практика, СМИ может поплатиться и за осуждение экстремизма. Петербургское региональное отделение Россвязьохранкультуры не раз предупреждало местную редакцию «Новой газеты» «за разжигание национальной розни» в статьях, направленных против ксенофобии, где цитировались отдельные высказывания и документы националистов.

Статья 38.1 ограничивает работу СМИ в период контртеррористической операции, вынуждая довольствоваться официальными сообщениями. Сотрудники СМИ обязаны аккредитоваться при штабе операции, а штаб выделяет специального сотрудника для связи с журналистами, «если это необходимо и возможно». Что делать, когда руководитель штаба не сочтет нужным информировать журналистов, когда штаб еще не создан или неизвестно его местонахождение, не ясно.

В Думе сейчас рассматривается также законопроект об инсайдерской информации, который запрещает журналистам распространять достоверную, но официально не опубликованную экономическую информацию и обязывает их раскрывать данные, составляющие коммерческую и банковскую тайну, без решения суда. В случае принятия этот законопроект и поправки в закон о СМИ способны окончательно стерилизовать газетные полосы и телерепортажи.