От редакции: Несчастье помогло

Если бы не кризис, Анатолию Чубайсу совсем скоро пришлось бы отбиваться от разъяренных инвесторов. Они потратили 4 трлн руб. на выкуп энергоактивов у государства под впечатлением от двух вещей: обещания либерализовать энергорынок и прогноза РАО ЕЭС, что энергопотребление в стране будет расти темпами по 4–5% в год. Генеральная схема размещения энергообъектов (план строительства новых станций) была рассчитана исходя из этих нереалистичных прогнозов.

Как теперь понятно, далекими от реальности они были изначально, а кризис просто заставил правительство взглянуть правде в глаза: в феврале власти объявили, что объем строительства новых мощностей будет уменьшен в два-три раза. Во вторник на совещании у Владимира Путина был признан еще один промах – выяснилось, что у государства нет возможности требовать от новых собственников выполнения инвестпрограмм.

Считалось, что государство гарантировало строительство новых мощностей тем, что при продаже активов заключало с инвесторами соглашения о поставке мощности к определенному сроку (под страхом 25%-ного штрафа от суммы инвестпрограммы). Но оказалось, что владельцы крупнейших активов эти соглашения не подписывали. Как так получилось – вопрос. Теперь чиновники действуют по-советски: вызывают недобросовестных собственников и делают им внушения. Те вяло отмахиваются – юридически они от обязательств свободны. И могут не только ничего не строить, но и тратить предназначенные на стройки деньги по своему усмотрению (на инвестпрограммы предназначалась часть средств, вырученная от приватизации активов).

Экономического мотива строить новые станции у инвесторов тоже нет: правительство до сих пор не утвердило правила долгосрочного рынка мощности, поэтому никто не знает, сколько сможет зарабатывать на ее продаже. Как инвестировать миллиарды, не зная будущей отдачи на вложенный капитал? С другой стороны, если бы не кризис, власти бы еще долго упорствовали в своих заблуждениях, а у собственников ОГК и ТГК не было бы недостатка в деньгах. Они построили бы множество лишних станций, сильно рискуя никогда не окупить их.