От редакции: Животный страх

Паника по поводу угрозы свиного гриппа напоминает аналогичные истории с гриппом птичьим и атипичной пневмонией. Разница в том, что первые две истории приключались во времена бодрого развития мировой экономики, а нынешняя пришлась на кризис.

Сводки с фронта звучат все тревожнее. В Мексике от свиного гриппа погибло уже более 100 человек, инфицировано более 1600 человек. США ввели чрезвычайное положение в сфере здравоохранения, в стране инфицировано 20 человек. Белый дом специально заявляет, что Барак Обама не болен. В Европе доказан первый случай заражения. Всемирная организация здравоохранения, присвоив в пятницу свиному гриппу третий уровень угрозы, уже в понедельник срочно собирается, чтобы решить, не поднять ли уровень до четвертого (всего их шесть, четвертый означает, что вирус передается от человека к человеку и может вызвать пандемию). Всемирный банк оперативно решает выделить Мексике более $200 млн на борьбу с гриппом.

В панике рынки: нефтяные фьючерсы на июнь упали вчера на 5–6% на опасениях, что распространение свиного гриппа будет способствовать сокращению спроса на услуги авиакомпаний, считает Bloomberg. На мировых биржах падали акции авиа-, туристических и мясных компаний. Зато поднялись акции фармацевтических компаний. По мнению аналитиков банка ING, выпустившего краткий обзор по случаю свиного гриппа, фармацевты, а также производители резиновых перчаток выиграют от эпидемии. Проиграют также владельцы компаний общепита и развлекательных центров – в Мексике уже закрываются кинотеатры, бары и рестораны.

Правительства занялись защитой своих стран от болезни. Владимир Путин создал комиссию по предотвращению распространения свиного гриппа в России. В аэропортах усилен санитарный контроль. Россельхознадзор запретил ввоз мяса всех видов и мясных продуктов, не прошедших термическую обработку, из Мексики и трех штатов США: Техаса, Калифорнии, Канзаса. Поставки свинины запрещены из стран Центральной Америки и девяти штатов США.

Такая резкая и масштабная реакция мирового сообщества на еще не подтвержденную угрозу пандемии вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, в таких случаях лучше перестраховаться, чтобы избежать лишних потерь – прежде всего человеческих. С другой – такое ощущение, что мир пугается с большой готовностью.

Свиной грипп существовал и раньше, известны случаи заражения человека от животных. Предположительно новая мутация вируса H1N1 может передаваться от человека к человеку. Если будет доказано это, а также значительная патогенность (тяжелый ущерб для организма) вируса, он действительно станет очень опасен.

Правда, информации еще недостаточно. Смертельные случаи были только в Мексике. По подсчетам аналитиков банка ING, на данный момент свиной грипп значительно уступает атипичной пневмонии по летальности исходов: у SARS их было 9,6%, а из 1614 зараженных в Мексике подтверждена смерть именно от гриппа лишь у 22 человек (еще 81 подозревается).

Да, некоторые традиционные антивирусные препараты могут оказаться неэффективными – но не все. А на изготовление специальной вакцины против этого штамма при нынешних технологиях уйдет не более двух месяцев. Организовать профилактические меры сейчас тоже в разы проще, чем в 1918 г. при развитии пандемии испанки или в 1957 и 1968 гг. при пандемиях азиатского и гонконгского гриппа.

Есть и реальные соприкосновения экономики и гриппа: на противодействии болезни могут сказаться недостаток финансирования медицины, рост бедности населения и, как следствие, снижение санитарно-гигиенических норм и возможности качественного лечения. С другой стороны, у медиков разных стран, в том числе России, есть неплохие наработки, методики со времени атипичной пневмонии и птичьего гриппа и сейчас возможны решения, которые можно будет тиражировать и продавать.

Главное – не бояться.