От редакции: Сделка века

Три крупнейших государственных банка – Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк – подписали меморандум с госкорпорацией «Ростехнологии». К ним вскоре намерен присоединиться Внешэкономбанк. Согласно меморандуму «Ростехнологии» получат от банков дешевые деньги по упрощенной схеме; они же позаботятся об активах, находившихся в залоге и доставшихся банкам от должников, которые не смогли расплатиться по кредитам вовремя; они же будут предоставлять банкам «консультационные услуги, услуги по управлению, контролю, мониторингу, реализации и повышению качества» вышеописанных активов. А самые хорошие купят.

Кризисный 2009 год оставит историкам массу интересного материала, а нам – повод рассказывать потомкам о невероятных событиях, свидетелями которых мы оказались. Например, сейчас на наших глазах создается суперимперия, о которой нынешние олигархи не могли и мечтать.

Учитывая, что в руках четырех крупнейших кредиторов страны в ближайшее время окажется немало заложенных пакетов (должникам все труднее расплачиваться с банками), у «Ростехнологий» будет огромный выбор активов во всех возможных отраслях. То есть в отличие от олигархов первой волны, сколотивших свои империи в кровопролитных корпоративных войнах, руководителю «Ростехнологий» Сергею Чемезову не придется вести долгие судебные тяжбы и отстреливать конкурентов. Не будет необходимости и участвовать в приватизационных конкурсах, где все-таки приходится соревноваться и повышать ставки, чтобы заполучить нужный пакет. Не будет и сложностей с оценкой реальной стоимости активов – пока «Ростехнологии» будут ими управлять, они без труда выяснят всю подноготную о потенциальном объекте поглощения. Да еще и заставят банки заплатить за управленческие услуги.

Процедура передачи пакетов в собственность «Ростехнологий» в меморандуме не описана, и совершенно не ясно, по какой цене холдинг будет их покупать, предусмотрено ли участие других потенциальных покупателей и т. д. Но успехи Чемезова в получении особых условий для своей суперкорпорации заставляют предположить, что условия приобретения этих активов ему понравятся.

В отличие от других госкорпораций правительство не давало «Ростехнологиям» денег. В качестве вклада в уставный капитал они перед самым кризисом получили доли в 244 акционерных обществах и 180 ФГУПах.

Эти активы с самого начала не были блестящим приобретением – совокупные долги полученных предприятий еще до наступления финансовых неурядиц оценивались минимум в 120 млрд руб. Сейчас сотрудники «Ростехнологий» говорят, что задолженность измеряется «десятками миллиардов долларов». Но, пользуясь своими особыми возможностями, «Ростехнологии» собирались наладить дела на вверенных им предприятиях и выгодно продать их. При этом возвращение вырученных денег в бюджет не планировалось – они пошли бы на развитие холдинга, рассказывал в июле 2008 г. в интервью «Ведомостям» руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

Даже когда грянул кризис, стало ясно, что предприятия «Ростехнологий» без денег не останутся: административный ресурс Чемезова позволил ему снабдить льготными государственными кредитами многие свои предприятия – один только «АвтоВАЗ» получил из бюджета 25 млрд руб. плюс обещания госзакупок автотехники и отсрочку по налогам за 2009–2015 гг. на 2011–2017 гг.

Но и этого оказалось недостаточно – предприятиям «Ростехнологий» все равно не хватает ресурсов, чтобы расплатиться с кредиторами. К счастью, львиную долю кредитов чемезовским подшефным выдали Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк. Еще один выигрыш «Ростехнологий» – согласно меморандуму банки не только реструктурируют старые долги предприятиям, входящим в госкорпорацию, но и выдадут им новые кредиты по упрощенной схеме (т. е. взяв на себя повышенный риск) и по ставке не выше 16% (т. е. ниже рыночной). Иными словами, налогоплательщики не только оплатили уставный капитал суперкорпорации, но и оплатят ее долги. А затем, видимо, и покупку новых активов.