От редакции: Налог на кризис

Первый итог антикризисной программы: президент Дмитрий Медведев признал, что вливание 175 млрд руб. бюджетных денег в фондовый рынок прошлой осенью было ошибкой и ни к чему не привело (подробности в статье на стр. А3). Честность руководителя страны радует. Но настораживает легкость, с которой совершаются ошибки ценой в сотни миллиардов рублей. Такое впечатление, что под предлогом борьбы с кризисом чиновники без долгих раздумий готовы принимать сложные решения, ведь неудачи потом будет легко списать.

Например, сейчас в качестве антикризисной меры нам преподносится ускоренное введение налога на недвижимость для физлиц, который предлагается брать с рыночной стоимости жилья и земли. По мнению председателя правительства Владимира Путина, условия для введения налога будут созданы уже в 2010 г., хотя эту реформу власти не могли подготовить в течение 10 лет. На ее пути стоят реальные сложности: прежде чем вводить новый налог, нужно придумать методику массовой оценки, организовать и оплатить ее, составить кадастр, учесть в нем всю землю, квартиры и дома в стране (причем ввести в единую базу не только физические параметры каждого объекта, но и сведения об их правообладателях). Придется еще подготовить к новому порядку налоговые инспекции. Так что, каким бы заманчивым ни представлялся результат реформы, это долгий, кропотливый и дорогостоящий процесс. По оптимистичным докризисным оценкам, подготовка к переходу на новый налог могла быть закончена не раньше 2011 г.

Налог на недвижимость, по нашему мнению, не может быть частью анктикризисного пакета, потому что противоречит его сути: в антикризисной программе, включенной в бюджет 2009 г., половина средств предназначена на разные выплаты населению и трансферты регионам, основная часть расходов которых тоже связана с социальными выплатами. Цель – поддержать потребительский спрос, который формирует почти половину ВВП. Налог на недвижимость, наоборот, изымет у населения часть доходов. Причем больше всего повышение налога на жилье ударит по самым бедным.

Высокий налог на недвижимость призван охладить рынок жилья. В обычное время это пошло бы на пользу не только гражданам, годами мечтающим о доступном жилье, но и экономике. В кризисное время меры, замораживающие рынок жилья, действуют ровно противоположным образом.

Строительная отрасль обладает самым большим мультиплицирующим эффектом на экономику. Поэтому эксперты советуют правительству сосредоточить внимание на поощрении строительных проектов. Кризис сам по себе уменьшил обороты на жилищном рынке – ипотека остановлена, доходы населения продолжают падать. Высокий налог на недвижимость удержит от покупки жилья еще какую-то часть граждан – особенно тех, кто планировал купить квартиры с инвестиционной целью. То есть «антикризисное» нововведение сработает на замедление экономики.

Но Путин велел подчиненным поторопиться, поскольку считает, что новый налог наполнит бюджеты муниципалитетов, стремительно скудеющие из-за кризиса. Его надежды обоснованны: поступления от нового налога вырастут минимум в десять раз. Но поможет ли эта мера победить кризис хотя бы на уровне отдельного муниципалитета – большой вопрос.

Дело в том, что, если реформа будет проведена без необходимой подготовки, дело просто кончится существенным повышением ставок налога на жилье и землю. А стратегические задачи реформы не будут решены (новый налог должен предотвращать пузыри на рынке жилья и земли, сделать цены на них более доступными, а также упростить администрирование). Поэтому выигрыш муниципалитетов будет пирровой победой. К тому же распределится он неравномерно: богатые станут богаче, а бедные – беднее. В том числе и потому, что непосильные налоги ведут к массовому уходу в тень и неплатежам. А чем дальше от Москвы, тем больше граждан, которым новый налог покажется неподъемной суммой. Да и вожделенный поток дополнительных доходов вырастет не сразу, а в течение нескольких лет, предупреждают специалисты Минфина.