Статья опубликована в № 2356 от 14.05.2009 под заголовком: От редакции: Политика нужды

От редакции: Политика нужды

Предложение Роскосмоса запретить ввоз в Россию автомобилей с навигаторами, не способными принимать сигнал «Глонасс», стало всего лишь очередным в списке протекционистских инициатив, регулярно появляющихся в последнее время. Но глава агентства Анатолий Перминов очень точно охарактеризовал основной экономический принцип этих предложений: «Нужда заставит автовладельцев использовать нашу аппаратуру «Глонасс».

Введение запретительных пошлин на ввоз иномарок, льготные кредиты на покупку произведенных в России машин, увеличение госзаказа на отечественных заводах – это меры, уже принятые правительством. Владимир Путин на днях заявил на Дальнем Востоке: «Считаю недопустимым размещение заказов на зарубежных верфях, если есть возможность строительства аналогичной морской техники в России». Минкомсвязи разработало законопроект о приоритете российского программного обеспечения при госзакупках. Росрыболовство пытается сагитировать россиян покупать отечественную рыбу. Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010–2012 гг. прямо предусматривает введение ввозных пошлин на товары в обратной зависимости от конкурентоспособности их российских аналогов.

Эти попытки административными методами поддержать спрос на самом деле направлены на поддержку предложения, т. е. производителя, остающегося неэффективным. Негодование Путина излишне – бизнесмены умеют считать деньги, и, если они заказывают строительство судов на корейских верфях, может, морская техника российского производства не такая уж и «аналогичная»? Как продукция «АвтоВАЗа» не аналогична продукции японского автопрома.

Часто высказывается тезис о кризисной необходимости выбора между плохим и очень плохим. Может быть, действительно во время кризиса надо спасать отечественных производителей квазипродуктов, стимулируя спрос на них квазиденьгами (которые нельзя потратить на что-то другое)? А потом, когда нефть подорожает и мы выйдем из кризиса, займемся модернизацией? Но дорогая нефть, как мы уже видели, препятствует модернизации.

Протекционизм логично объясняют необходимостью угодить своему избирателю. Проблема в том, что избиратель работает на неэффективных заводах. Замкнутый круг, в котором нужда не является мотивом для модернизации.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать