От редакции: Ненужная должность

Москва с ее финансовыми ресурсами и человеческим капиталом могла бы стать образцовым примером защиты прав жителей. По примеру столиц западных стран она могла учредить должность городского уполномоченного по правам человека и дополнить его специализированными омбудсменами, которые помогали бы решить проблемы молодежи и мигрантов (Париж) и местного управления (Нью-Йорк и Сан-Паулу). Однако сейчас в Москве работает только уполномоченный по правам ребенка, когда в столице появится уполномоченный по правам человека, Мосгордума решит лишь сегодня, причем должность «детского» уполномоченного депутаты намерены упразднить. Намеченное на 1 октября 2009 г. вступление омбудсмена в должность может быть отложено до новых выборов в гордуму – до марта будущего года. То, что в Москве до сих пор нет уполномоченного по правам человека, говорит об отношении городских властей к горожанам. Институт уполномоченного по правам человека работает в России уже 11 лет. За эти годы региональные омбудсмены появились в 48 республиках, краях и областях страны из 83. Они, в частности, работают в Петербурге, Подмосковье и Чечне.

Может быть, права москвичей и приезжих нарушаются настолько редко, что официальному правозащитнику здесь нечем будет заняться? Аппарат всероссийского омбудсмена Владимира Лукина проводит ежегодный мониторинг соблюдения прав человека. Региональные уполномоченные и представители некоммерческих организаций отвечают на вопросы о соблюдении различных прав и свобод. Ответы переводятся в восемь показателей с числовым значением от -100 до +100. Столица с индексом +10, который мало изменился за четыре года мониторинга, стабильно находится в нижней части турнирной таблицы. В 2008 г. показатели выше +10 продемонстрировали 47 регионов. Городской омбудсмен и его помощники могли бы помочь жителям в конфликтах с девелоперами и милицейским произволом (так было, например, в Пермском крае), наконец, мигрантам, которые опасаются обращаться в органы власти. Возможно, столичных чиновников пугала сама возможность дополнительного аудита их работы и деятельности аффилированного с властью бизнеса.