От редакции: Видимость связи

Многомиллиардные средства казны на покупку и отладку оборудования и коммуникаций для электронного правительства потрачены на очередную имитацию. Большинство сайтов министерств и ведомств, созданных за семь лет действия программы «Электронная Россия», не обеспечивают и половины возможностей, давно доступных для граждан развитых стран, т. е. онлайновой связи с властью, удобного формата получения необходимой информации, прямого общения с чиновниками.

В докладе ООН за 2008 г. о готовности стран к электронному правительству Россия заняла 60-е место из 192, уступив в том числе Эстонии (13-е место), Украине (41-е) и Белоруссии (56-е). По сравнению с результатами исследования 2005 г. наша страна откатилась вниз на 10 ступеней. Сайты отечественных органов власти опустились в рейтинге ООН с 56-го на 93-е место в мире. Может быть, зарубежные оценки необъективны? С другой стороны, россияне ведь не могут оформить через интернет загранпаспорт или заплатить налог на недвижимость.

Институт современного развития и Институт развития информационного общества проанализировали электронные представительства 82 отечественных министерств и ведомств. Сайты оценивались в зависимости от качества информации и услуг. Начальный уровень – базовые справочные сведения о госоргане и его подразделениях. Следующая ступень – одностороннее взаимодействие, которое позволяет населению получать нужную информацию. Для этого сайт должен содержать архивы документов, базы статистических и других данных, новостной раздел и список часто задаваемых вопросов. Интерактивное присутствие дает помимо этого возможность связаться с представителями государственного органа через сайт и загружать формы, необходимые для получения услуг. Транзакционное присутствие предусматривает двустороннее взаимодействие власти с населением и позволяет получать и оплачивать услуги госорганов, а также налоги и штрафы непосредственно через сайт, минуя личное общение с чиновниками. Наконец, сетевое присутствие означает онлайновое обсуждение текущей и будущей деятельности ведомства с гражданами и их участие в принятии решений. Каждый из показателей переводился в числовое выражение в зависимости от важности. Максимально портал мог набрать 64 балла.

Ни один не набрал и 50.

В итоге даже сайты самых продвинутых ведомств – Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и Федерального агентства связи (43, 37 и 35 баллов соответственно) – не достигли сетевого и даже транзакционного присутствия. 43 электронных представительства набрали от 22 до 31 балла, еще 34 – от 8 до 21. Лишь 16 ведомств (19%) позволяют пользователю получать информацию из учетных систем – например, проверять действительность паспорта или вычислять величину налога на землю. Возможность двусторонней связи обеспечивают только служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, агентство кадастра объектов недвижимости и налоговая служба.

До сих пор, констатируют авторы доклада, не налажен полноценный электронный документооборот, что увеличивает время согласований между ведомствами и заставляет заявителей лично обращаться к чиновникам. До сих пор не создана даже концепция портала оказания государственных услуг населению. Но дело не только в этом.

Приобретение дорогостоящих (в 2002–2008 гг. на информатизацию ведомств ежегодно тратилось по 10 млрд руб. плюс еще по 13,5 млрд – в рамках ФЦП «Электронная Россия») технологий для госаппарата не могло повысить доступность информации и качество работы бюрократов, которые не мотивированы на достижение результата, зато ориентированы на получение статусной ренты от процесса принятия решений и при этом ограждены от пристального общественного контроля. Чтобы сделать электронное правительство работающим, необходимо изменить мотивацию и менталитет чиновников.