От редакции: Развод подождет

Если верить Росстату, кризис укрепил российскую семью. В этом году мы стали реже разводиться, умирать и больше рожать детей.

Понятно, что улучшение здоровья и появление детей – процесс длительный и демографическая статистика I квартала 2009 г. всего лишь по инерции отражает перемены, случившиеся в стране задолго до кризиса. Но читать эти цифры приятно: в январе – апреле число смертей уменьшилось почти на 20%, а детей родилось на 15% больше, чем в I квартале благополучного 2008 года. Единственное, на что явно повлиял кризис, – это на число разводов. Их впервые за несколько лет стало не больше, а меньше (на 5%).

Экономисты прошлого века рассматривали брак как производственную ячейку. Муж специализируется на внешнем рынке, жена – на домашнем хозяйстве. А дальше по Адаму Смиту: чем сильнее специализация, тем выше эффективность и конкурентоспособнее семья.

Теоретики капитализма утверждают, что семья замещает рыночные институты там, где они плохо работают. Чем хуже в обществе развито уважение к закону и договору, тем выше в экономике роль семейных связей. Чем хуже система соцобеспечения, тем более сплоченными оказываются семьи: забота и поддержка ценится больше, поскольку члены семьи сильнее зависят друг от друга. Но в то же время они вынуждены и доверять, и полагаться друг на друга больше. Неразвитая кредитная система тоже ведет к укреплению связей с родней – у кого занимать, как не у них.

Традиционная семья была поставщиком услуг, которые нельзя было получить на рынке. Поэтому развитие рынка и технический прогресс традиционные семейные связи подорвали. Людям больше не надо быть вместе ради того, чтобы выжить. Семейные лодки в современном обществе разбиваются не о быт, а о скуку. Поэтому экономические трудности сейчас оказались той силой, которая на какое-то время сплотила супругов. Есть и экономическая причина: раздел имущества в разгар кризиса может резко ухудшить качество жизни одной или обеих сторон. Так что официальный развод может быть просто отложен до окончания кризиса.