Ценник «Перекрестка»

Я вам могу показать ваши наценки, – неожиданно достал из кармана какую-то бумагу Владимир Путин. – Вот докторская колбаса. Наценка – 52%». «А у вас какие отпускные цены на мясо?» – спросил он свиновода Виктора Линника. «150–160 рублей». Путин подошел к прилавку: «320 рублей килограмм. В два раза». «Завтра понизим», – широко улыбнулся управляющий директор X5 Retail Group Юрий Кобаладзе. Так описывает визит премьера в магазин «Перекресток» на Осеннем бульваре газета «Коммерсантъ».

Вам это ничего не напоминает? Мне – да. Несколько лет назад Путин уже занимался вопросами ценообразования. В 2005 г. «Газпром» и «Нафтогаз» никак не могли договориться, какой будет цена газа на следующий год – $95 или $130. Путину надоело ждать. Звонит он в «Газпром»: «Какая должна быть цена?» (А кто ж знает? Это ведь как договоришься. Но так Путиным не отвечают.) «Ну, если обратным ходом, если от Германии минус транспорт, то, может, и все $230». Через пять минут мир (а вместе с ним и переговорщики) узнает по телевизору: «Цена для Украины – $230». И «Газпром», и «Нафтогаз» в шоке: им ясно, что цена нереальная, а отступать уже некуда (кому интересно, найдите эту историю подробнее в «Ведомостях» под заголовком «Ямалороссийская торговля»).

Много общего, согласитесь. И решительность, с которой Путин разрубает очередной гордиев узел, и осведомленность, которой он всех сражает наповал, и угодливое «завтра снизим» (цены на свинину) или «завтра повысим» (на газ).

Как развивается история с газом, известно. Цену $230 нарисовали, но редкий Новый год с тех пор обходится без газовой войны, а последний раз пол-Европы сидело без газа, разбираясь в хитросплетениях российских и украинских трубопроводов.

Как будет развиваться история с законом о торговле? Ведь его второй год все согласовывают-согласовывают, да никак не согласуют – несколько раз уже переписывали. А Путин, вернувшись из «Перекрестка», приказал закончить все за 10 дней. Теперь поставщики с сетями точно нарисуют правильную наценку. Как бы только свинина не пропала.