Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2387 от 29.06.2009 под заголовком: От редакции: Пикалевщина

От редакции: Пикалевщина

В русском языке появилось новое слово «пикалевщина». Так теперь называют проблему российских моногородов.

В нашей стране около 500 городов, жизнь которых полностью зависит от состояния дел на градообразующем предприятии. В моногородах живет около 25 млн человек – четверть всех горожан страны. Иногда таких предприятий в городе два или три, но они связаны друг с другом, так что трудности одного тут же создают проблемы остальным.

Что же делать с моногородами? Важно понимать, что они очень разные и стратегии помощи должны быть тоже разные. Есть как минимум две большие группы: города, базовые для крупного бизнеса, где расположены важнейшие активы, где более высокие доходы местных бюджетов и заработки. И города, менее значимые для бизнеса, где находятся непрофильные или второстепенные активы, где невысокие зарплаты.

Базовые города в среднем почти вдвое крупнее и уже поэтому более жизнеспособны. Там занятость сохраняется за счет неоплачиваемых отпусков, сокращенной рабочей недели и т. д. И даже уволенные люди спокойно ждут, поскольку понимают, что через год-два эти рабочие места будут восстанавливаться.

У моногородов с второстепенными и непрофильными бизнес-активами все гораздо хуже. Там уже происходят массовые увольнения. Вот этой категории монопрофильных городов и должно помогать государство.

Но, во-первых, надо сразу отказаться от простых рецептов вроде массового переселения жителей. А во-вторых, нужно разделить задачу: 1) меры, направленные на выживание жителей моногородов в кризис; 2) медленная расчистка пространства и перепрофилирование моногородов.

В моногородах сейчас около половины занятых – это люди так называемых старших трудоспособных возрастов. Им психологически трудно переезжать. А молодежь и сама активно уезжает оттуда, поэтому через 20–30 лет в бесперспективных городах эволюционным путем не останется трудоспособного населения.

Государственные программы переселения жителей моногородов в регионы, где есть работа, конечно, нужны, но они должны касаться только самых проблемных поселений. Альтернатива переселению – переход на вахтовый метод работы.

В городах, у которых все-таки есть шансы на восстановление, государство может сейчас создавать больше бюджетных рабочих мест и выплачивать полный спектр пособий (может быть, нужны специальные пособия).

Второе направление – повышать мобильность и квалификацию, создавать инфраструктуру непрерывного образования, так чтобы переквалифицироваться могли люди и в среднем, и в старшем возрасте. После переобучения человек может переехать на новое место или работать на стороне вахтовым методом – и в этом ему тоже должно содействовать государство.

Трудовые отношения в моногородах годами строились на патерналистской основе. Из-за этого там плохо с частной инициативой, не развивается малый и средний бизнес. Власти могли бы привлекать бизнес в такие города из других мест за счет упрощения административных барьеров и снижения налогов.

В моногородах имеет смысл специально помогать людям открыть собственное дело. Это может быть единовременная выплата от государства стартового капитала, низкопроцентный кредит, оборудование, упрощенное выделение земли и помещений.

Сделать моногорода процветающими быстро не получится. Точно так же, как и переселить четверть населения российских городов в другие города. Но у России есть успешный опыт реструктуризации угольной отрасли и перепрофилирования угольных регионов. Не говоря уже об обширном опыте зарубежных стран, которые тоже сумели решить проблему моногородов. Поэтому шансы на успех есть.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать