Юнус–Бек Евкуров

Покушение на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова федеральные и местные политики и правоохранители объясняют той же причиной, что и все подобные теракты. Загадочным ваххабитским подпольем, которое на деньги из-за рубежа дестабилизирует ситуацию на Северном Кавказе.

В такое объяснение верят даже иные чиновники. Один из них недавно на полном серьезе убеждал меня, что раскачать Кавказ старается не только американская (с ней все ясно), но даже корейская разведка: ей выгодно, чтобы Олимпиаду в Сочи отменили и прошла она в Южной Корее, очень этого хотевшей.

Между тем есть одно лежащее на поверхности обстоятельство, о котором они не говорят. То, что пуля (бомба) является на Северном Кавказе зачастую единственным аргументом в политических и экономических спорах. В других регионах маленький и большой обиженный человек (игрок на рынке) может решить проблему или хотя бы отомстить обидчикам иным способом. Через суд, прокуратуру, милицию, приемную чиновника, депутата, газету, радиостанцию. Выйти на митинг, рассказать о себе в блоге, забастовать, объявить голодовку. На Кавказе таких возможностей нет или они малоэффективны. С независимостью судов и прессы совсем плохо, бастовать бесполезно – и так мало кто работает, митинг быстро разгонят, жаловаться в блогах не принято. Поиску методов борьбы, альтернативных грубой силе, мешает многовековая традиция, не искорененная в СССР, где грубая сила применялась к целым кавказским народам.

Хотя покушение на маленького чиновника могут просто не зарегистрировать, а покушение на Евкурова сразу объявляют терактом, природа того и другого может быть схожа. Это такой кавказский метод добиться правды, денег, госзаказа, поста, протекции или отомстить за неполучение того или иного.

Возможно, Евкуров на новом посту не хотел разговаривать с земляками на таком языке или недооценил его силу. Но дело в другом. Настойчивость, с какой власти ссылаются на мировую закулису и могущественных ваххабитов, намекает на нежелание заняться реальными проблемами, цивилизовывать регион, замирять его, приучать его жителей к более гуманным способам отстаивания своих прав.