От редакции: Культура речи

Министр культуры России Александр Авдеев проявил беспокойство о чистоте родного языка. «Люди стали хуже говорить по-русски. Это уже видно не только по бытовому языку, но и по языку, который мы слышим по радио и по телевидению. Я уже не говорю об употреблении неприличных слов, что вообще позорно», – заявил вчера чиновник на совещании в Хабаровске. С тем, что речь многих россиян засорена, трудно спорить. Россияне признают это сами: 61% опрошенных ВЦИОМ говорят, что матерятся; примерно половина, по их словам, использует в повседневной речи диалектные слова и профессиональный сленг; четверть опрошенных не брезгуют уголовным жаргоном.

Министр культуры знает, в чем причина этой беды, – во внутренней миграции. Из-за массовых переездов в поисках работы и лучших условий жизни, по словам министра, «прессингу подвергаются не только составы населения, но и языковые культуры». Это воспроизведение известной мудрости: «Понаехали тут». Даже на лавочках у подъездов и у пивных ларьков эта тема потеряла былую популярность.

Человек, возглавляющий культурное ведомство, безусловно, должен стоять на страже русского языка. Только нарушителей министр культуры отправился искать слишком далеко. Коллеги по правительству с председателем во главе всегда обеспечат Авдееву обильный материал для изучения: «Мы и в сортире их замочим», «не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши», «надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место». Автор этих изречений – Владимир Путин. Предыдущий премьер Михаил Фрадков как-то сказал: «Пора уже брать птицу за рога и иметь нашу отечественную курицу дешевее». Это лишь малая доля шедевров.

Когда первые лица государства регулярно используют профессиональный сленг, казарменные шутки и брань, чтобы повысить свой рейтинг, они превращают словесный мусор в речевую норму. Это именно их речь, услужливо тиражируемая телевидением, крепко запоминается и влияет на языковое поведение граждан. Гости с юга и севера не обладают таким влиянием. А ссылаться на их дурное языковое влияние с высокой трибуны просто позорно.