Политэкономия: Ловушка империализма

Как ведет себя страна, которая считает себя империей, но империей больше не является? Как говорит о себе супердержава, которая давно уже утратила этот статус? Она продолжает «руководить» сопредельными пространствами, всякий раз удивляясь тому, что управленческие сигналы не проходят – даже среди народов, которые теперь называют «духовно близкими». Она надувает щеки, говорит через губу, бряцает проржавевшим оружием. А теперь в соответствии с новыми веяниями и модой еще и претендует на владение таким инструментом, как «мягкая сила». Ровно так ведет себя и думает о себе Россия, когда она выходит на бескрайние пространства СНГ.

Один из показателей «мягкой силы» – культурный империализм. Русская культура и русский язык помогают России оставаться влиятельной силой в странах, которые считаются зоной ее исторически обусловленных интересов. (В этой логике, правда, зоной геополитических интересов Англии можно по старой памяти, например, считать Ионические острова или Мальту.) Но даже в ситуациях, когда возможно деликатное использование культурного империализма вкупе с решением ряда экономических проблем, Россия обнаруживает неспособность пользоваться инструментами, чуть более тонкими в обращении, чем газовый вентиль.

Сегодня много говорится о недостатках и достоинствах ЕГЭ. Этот ошельмованный институт среди прочего мог бы стать инструментом привлечения в Россию будущей квалифицированной рабочей силы. Но российское чиновничество запретило иностранцам, под которыми понимаются, разумеется, не уроженцы европейских столиц, а молодые люди из стран СНГ и Балтии, поступать на бесплатные места в российских вузах. Исключение сделано для стран, с которыми есть на этот счет соглашения, – Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Хорошо, конечно, если наряду с дешевой и неквалифицированной рабочей силой из Таджикистана в российском вузе на русском языке будет подготовлен таджик, который станет квалифицированным инженером или математиком и останется работать в России. Но, например, действующая система, правила которой, кстати, были объявлены слишком поздно, выталкивает из образовательного поля России Украину, что уж совсем нелепо, особенно учитывая неизменный нездоровый интерес российского истеблишмента к политическим событиям в этой республике.

Вот так мы заманиваем к себе будущую квалифицированную рабочую силу в условиях катастрофической нехватки трудовых ресурсов, так усиливаем свое влияние на пространстве СНГ, так гордо несем знамя культурного империализма.

В этой ситуации прием иностранцев на бюджетные места для российских вузов вообще может быть расценен как нецелевое расходование средств. Хотя наиболее продвинутые вузы, заинтересованные в мотивированных студентах, будут как-то выкручиваться. Например, ВШЭ объявила, что станет обучать поступивших на условно «платное» место талантливых иностранцев за собственный счет.

Чего не сделаешь ради родного государства, если оно само рубит сук, на котором сидит.