От редакции: Сарафанный интернет

Повальное увлечение россиян социальными сетями имеет свои плюсы и минусы.

По данным отчета компании comScore (см. также статью на стр. Б6), российские пользователи интернета дольше всех в мире сидят в социальных сетях. 59% интернет-аудитории посещает социальные сети, каждый посетитель тратит на это в среднем 6,6 часа в месяц (среднемировой показатель – 3,7 часа), просматривая 1307 страниц (в мире – 525).

В то время как социологи диагностируют кризис социальных связей (россияне в числе аутсайдеров в Европе по частоте встреч с друзьями и родственниками, опросы внутри страны показывают низкий уровень доверия между людьми), общение в сетях оказывается очень активным. Это легко объяснить тем, что для общения в интернете нужен минимум эмоциональных усилий. Логическим завершением этой тенденции будет сведение всего общения к контактам между человеческими единицами, сидящими перед мониторами. Статистики такой нет, но рискнем предположить, что пользователи из мелких городов и сел гораздо меньше времени проводят в сети, поскольку ежедневно общаются с друзьями и родственниками вне интернета.

Психологи отмечают, что общение в интернете характеризуется снятием ряда офлайновых культурных ограничений. Существует неофициальный термин «интернет-зависимость», характеризующий болезненное пристрастие к интернету. В этом смысле социальные сети можно сравнить с телевидением: по большей части привычка сидеть в сети характеризуется желанием потреблять новости своей социальной группы. Это новое интерактивное и узконаправленное средство коммуникации. Вред от него связан как раз с пассивностью потребления новостей.

А польза, как нетрудно представить, – с активностью: социальные сети представляют собой современный и достаточно эффективный инструмент социализации. Обмен мнениями и товарами, организация отдыха и труда, благотворительность, гражданская активность – все это возможно в рамках социальных сетей. Наверное, можно говорить о том, что в российском увлечении сетями есть элемент эскапизма, связанного с плохой работой соответствующих офлайновых институтов. В любом случае социальная сеть, как и интернет в целом, лишь инструмент в руках человека, а не замена реальным институтам.