От редакции: Мир без борьбы

Пока пути выхода из мирового экономического кризиса остаются неясными, политические, общественные и религиозные лидеры нащупывают новую идеологию, которая стала бы основой постепенных качественных изменений в организации экономики и общества.

К саммиту «большой восьмерки» в Аквиле Папа Римский Бенедикт XVI приурочил публикацию своей третьей энциклики Caritas in Veritate («Милосердие в истине»). Послание обращено не только к католикам, но ко всем людям доброй воли, и посвящено вызовам, с которыми столкнулось человечество, в том числе в связи с экономическим кризисом. Тезисы папы о необходимости этической основы для экономики, важности понимания мира как единой семьи народов, необходимости скоординированных действий мировых властей (и реформирования для этого мировых институтов, таких как ООН) для преодоления кризиса и стабильного развития человечества, с одной стороны, не выглядят революционно новыми. В той или иной форме христианские церкви говорят об этом постоянно. Социальная концепция Русской православной церкви содержит соответствующие разделы, патриархи Алексий II и Кирилл посвящали этому свои выступления. То же можно сказать и о протестантах. И буддистские, и исламские, и иудаистские лидеры говорят об этических аспектах экономики.

С другой стороны, мы можем констатировать, что спрос со стороны политиков и общества на этику в экономике, на философское и богословское обоснование соответствующих изменений, на религиозные авторитеты в период кризиса увеличивается. Мы можем заметить, что эти тезисы все чаще звучат в речах мировых политических лидеров. Барак Обама, выступая перед выпускниками Российской экономической школы, говорил о том, что эпоха «игры с нулевой суммой» ушла в прошлое. Он имел в виду принципы противостояния сверхдержав в годы холодной войны (победа одних всегда является поражением других). Но эти принципы уходят корнями в глубокую историю: веками для увеличения дохода одних требовался передел ресурсов других. О том, что это не единственный принцип существования, говорит статистика: как подсчитал историк экономики Ангус Мэдисон, средний реальный подушевой доход человека увеличился с 1820 г. десятикратно, хоть и неравномерно, но во всех регионах (при том что численность населения выросла в шесть раз).

Дефицит координации действий в борьбе с мировым кризисом, да и дефицит координации деятельности правительств разных стран вообще, говорит в том числе о недостаточном осознании политиками возможности «совместной победы». И наоборот, недостаточно проработан тезис о том, что поражение одних может стать поражением всех, а ведь именно благодаря осознанию этого принципа мир до сих пор не скатился в ядерную войну.

Точно так же, как идеальный рынок Адама Смита может существовать лишь в том случае, когда свобода одного предпринимателя ограничена такими же свободами других предпринимателей, свобода развития одной страны ограничена свободой развития всех остальных.

Участники IV Всемирного саммита религиозных лидеров приняли обращение к лидерам «восьмерки», в котором предложили в качестве основы новой парадигмы мировой политики термин «неразделимая безопасность»: «Неразделимая безопасность опирается на утверждение о взаимосвязи, которая существует между людьми, а также у человечества с тварным миром. Она включает всеобъемлющий учет этой взаимосвязи и человеческого достоинства, а также признает существенным тот факт, что мы все живем в одном мире».

Кризис несет с собой искушение вновь начать прибегать к протекционизму и другим ограничениям, а это всегда означает возвращение к борьбе за ресурсы. Борьба за ресурсы – это дележ, игра с нулевой суммой, ведение войны невоенными (а иногда и военными) средствами. Именно поэтому представление о мире, на практике следующем принципу игры с положительной суммой, уже содержит в себе этическую идею, о которой стоит помнить в дискуссиях об экономической этике.