Клетчатая сумка челнока

О плюсах и минусах существования вещевых рынков и челночного бизнеса, так же как о достоинствах и недостатках других способов торговли и поставок товаров, можно спорить до бесконечности. Что видно хотя бы по форуму на сайте «Ведомостей». Наверняка у тех людей, кто работает или отоваривается на рынках, совсем другая правда, чем у клиентов модных торговых центров, занятых разработкой промышленных стратегий. Для первых это вопрос выживания, для вторых – восстановления легкой промышленности. Которая, по идее, должна дать первым и рабочие места, и недорогие товары. И для этого решено «показательно» принести в жертву Черкизовский рынок.

В их логике жертва выбрана правильно. «Черкизон» уже давно стал государством в государстве, где законы страны теряли силу. Достаточно посмотреть на список нарушений, из-за которых сейчас остановлена торговля: нарушено все, начиная от санитарных норм и миграционного законодательства и заканчивая Налоговым и Таможенным кодексом. Но для многих мелких торговцев Центральной России он был самым лучшим поставщиком товаров для продажи на рынках их городков и поселков. Эти люди сейчас сетуют и клянут государство. И их не интересует, что «черкизовский» товар был самым выгодным именно из-за нелегального происхождения. Им бы прожить как-нибудь.

Но государство это должно интересовать, и, если внимательно посмотреть нынешние аргументы чиновников, они пытаются побороть в первую очередь контрабанду и уклонение от налогов. А бьют по рыночной торговле, поскольку именно так легче всего распространяется нелегальный товар. Попытки начать сверху были, но результатов не дали. «Несколько лет назад я практически разогнал все руководство таможни <...> И что? Каналы как работали, так и работают до сих пор», – открыто признался премьер-министр на заседании президиума правительства. Один из таких каналов, как мы помним, вообще был связан с ФСБ: контрабандный китайский ширпотреб поступал на склады этой службы. Хочется задать премьеру его же вопрос: «А посадки где?»