Правила игры: Известное сходство

Правительство Путина все больше напоминает последние правительства СССР – Николая Рыжкова и Валентина Павлова. Масштаб экономических трудностей, конечно, несравним – к краху 1990-го советская экономика шла годами. Сходство в основном состоит в отрыве от реальности. Правительства Ельцина – Гайдара по контрасту выглядели куда адекватнее: они различали, где небо, где море, а где корабль, и не пытались указывать ветру, куда дуть, и обращаться к волнам с просьбами бить потише. Управленческих рычагов у гайдаровского правительства было на первый взгляд куда меньше, чем у рыжковских-павловских, и тем не менее предотвратить катастрофу – если не экономическую, то хотя бы гуманитарную – ему удалось.

Сегодня о гуманитарной катастрофе речь не идет: если не произойдет масштабных политических потрясений, пессимистический сценарий – прекращение спада в течение года и потом многолетняя стагнация – не выглядит особенно страшно. А масштабных потрясений не произойдет, если только правительство или даже лучше политическая элита в целом начнет возвращаться к реальности. А то посмотрите, что обсуждается в последние дни: ограничения для расширения торговых сетей, таможенные пошлины на продукцию – конкурента «Глонасс». И та и другая мера – субсидирование каких-то конкретных производителей за счет повышения цен. В первом случае платить фактически дополнительные налоги будут местные жители, во втором – все граждане. В случае торговых сетей предложение ограничивать их расширение выглядит особенно абсурдным: само существование торговых сетей вызвано «эффектом масштаба» – именно он позволяет им выигрывать у конкурентов с помощью более низких цен. Впрочем, идея финансировать конкретный продукт, который не в силах из-за низкого качества конкурировать на рынке, за счет высоких пошлин на товары-конкуренты не менее абсурдна.

Но я о другом. Вопрос: те, кто обсуждает эти меры, знают, что реальные доходы россиян за последний год сократились? Знают и по-прежнему предлагают повышать цены? Так, может быть, они не знают, что в любой стране и при любом режиме устойчивость действующей власти и срок пребывания у власти конкретных руководителей сокращается при ухудшении экономической ситуации?

Можно даже пойти дальше. Я прекрасно понимаю, что все, что было сказано в последнее время про Черкизовский рынок – какая эта клоака антисанитарии и беззакония, – это все правда. Но если просто увидеть, что в краткосрочной перспективе от зачистки рынка цены в Москве вырастут – как раз в момент, когда падающие доходы населения делают это население особо чувствительным к ценам, – то и черкизовскую операцию можно посчитать за нежелание смотреть реальности в глаза.

Если почитать сейчас стенограммы заседаний и речи политиков 1990 г., легко увидеть, насколько далеки от реальности были их планы и насколько бессмысленными были тогдашние дискуссии. Сейчас определенно не 1990 год. И тем не менее наблюдается известное сходство.