Ракета «Булава»

Отставка директора Московского института теплотехники Юрия Соломонова в связи с неудачными испытаниями новой морской межконтинентальной ракеты «Булава» беспрецедентна и, несомненно, является признаком серьезных неудач в реализации самой дорогостоящей российской военной программы общей стоимостью, видимо, больше $10 млрд.

Однако это вовсе не крах проекта. СССР и Россия традиционно отставали в создании твердотопливных ракет от США. Понятно, что разработка принципиально новой для отечественного ВПК ракеты «Булава» с нуля в ситуации всестороннего кризиса науки и промышленности очень сложная задача. Фактически «Булава» – это первая межконтинентальная боевая ракета, целиком разработанная в России, ведь по наземной ракете «Тополь-М», которую успешно создали под руководством Соломонова, уже имелся советский задел. Было бы удивительно, если бы в условиях современной России, когда армию не могут толком оснастить современными ботинками и бронежилетами, гладко прошла бы разработка такой сложной системы, как «Булава», аналоги которой производят только в США и Франции. По всей видимости, после выявления и устранения причин последней неудачи (может быть, уже в конце года) испытания продолжатся.

История «Булавы» является серьезным уроком для действующего и будущего руководства страны. Она напоминает, что новые системы вооружений разрабатываются десятилетиями и стоят огромных средств. Принимая решения о запуске таких программ, политик должен тщательно взвесить все последствия. Сейчас ясно, что в 1997 г. при запуске разработки «Булавы» этого сделано не было. Выбор в пользу разработки новой подлодки с новой многозарядной ракетой был принят во многом с оглядкой на договор СНВ-2, запрещавший тяжелые ракеты наземного базирования. А СНВ-2 умер уже в 2001 г. после выхода США из договора о ПРО. Денег, затраченных на «Булаву», хватило бы и на своевременный ремонт имеющихся ракетных подлодок, и на поддержание надводного флота, который из-за отсутствия средств катастрофически сократился, и, может быть, на исследования по созданию новой тяжелой наземной ракеты.